| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 сентября 2002 г. N 03-01-01/12-360

 

Министерство финансов Российской Федерации в связи с введением в действие Приказа Минфина России от 23 июля 2002 г. N 70н, внесшего изменения и дополнения в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 46н "O порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 августа 2002 г., регистрационный номер 3718), разъясняет.

Комментируя изменения, внесенные Приказом Минфина России от 23 июля 2002 г. N 70н, в Инструкцию о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденную Приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н (далее - Инструкция), обращаем внимание на следующее.

В первую очередь это касается пункта 2 Инструкции (здесь и далее по тексту при ссылках на пункты будет использована нумерация пунктов Приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н в редакции Приказа Минфина России от 23 июля 2002 г. N 70н), которым установлено новое понятие "клиент", применяемое в целях настоящей Инструкции. В отличие от прежней формулировки под клиентом понимается получатель средств, которому в органе федерального казначейства в установленном порядке открыт не только лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

Более того, пункт 5 Инструкции обязывает орган федерального казначейства открыть клиенту в первую очередь лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, если клиент не имеет его на момент открытия внебюджетного лицевого счета. Указанная норма не распространяется на лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в порядке, установленном Приказом Минфина России от 30 ноября 2001 г. N 103н.

Следует подчеркнуть, что отныне не требуется представление отдельных пакетов документов, необходимых для открытия различных видов лицевых счетов, так как в целях упрощения процедуры открытия счета, согласно пункту 6 Инструкции, по всем лицевым счетам, открытым клиенту в этом органе федерального казначейства, оформляется единое юридическое дело.

Инструкция изменяет также процедуру присвоения номера лицевого счета, открытого в органе федерального казначейства. На основании пункта 4 в нем должен присутствовать учетный номер, присвоенный клиенту в реестре получателей средств федерального бюджета. В связи с новым способом нумерации лицевых счетов (и как следствие, изменение реквизитов этого счета) от клиента потребуется внесение соответствующих дополнений в заключенные им ранее договоры гражданско - правового характера. Поэтому казначейству предоставлено право перейти на новую процедуру нумерации счетов в сроки, оговоренные с получателями средств, но не позднее 1 января 2003 года.

В целях настоящей Инструкции структурные и территориально обособленные подразделения получателя средств (далее - обособленные подразделения) условно разделены на два вида, исходя из наличия у них таких признаков, как право ведения бухгалтерского учета и собственная смета доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Обладающие этими признаками обособленные подразделения, в соответствии с пунктом 2 Инструкции, попадают под понятие "клиент" и получают право на открытие им в органах федерального казначейства лицевых счетов по учету внебюджетных средств.

Обязательным условием должно быть включение указанных подразделений в реестр получателей средств федерального бюджета.

Операции с внебюджетными наличными денежными средствами обособленных подразделений, не наделенных вышеуказанными признаками, в соответствии с пунктом 9 Инструкции учитываются на счете органа федерального казначейства, открытом ему в учреждении Банка России или кредитной организации на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 9н "Об утверждении Правил оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".

Орган федерального казначейства в целях контроля за соответствием операций на своем счете N 40302 к каждой выписке учреждения банка составляет оборотную ведомость по операциям с указанными средствами с отражением входящих и исходящих остатков, оборотов за день и соответствующих данным операциям сумм (без разбивки по кодам экономической классификации бюджетов расходов Российской Федерации) в разрезе вышеназванных обособленных подразделений.

При поступлении внебюджетных средств, предназначенных обособленным подразделениям, на счет N 40302 и при списании средств на основании чеков на получение наличных денег орган федерального казначейства на основании выписки учреждения банка представляет обособленным подразделениям выписки по установленной форме.

Возврат неиспользованных наличных денежных средств осуществляется путем их сдачи обособленным подразделением в учреждение банка на основании объявления на взнос наличными ф. 0402001 на счет органа федерального казначейства N 40503 по месту открытия бюджетному учреждению - учредителю лицевого счета по учету внебюджетных средств.

В целях контроля за восстановлением кассового расхода учредителя обособленного подразделения орган федерального казначейства в объявлении на взнос наличными в поле "Назначение платежа" отражается номер и дата платежного поручения, которым возвращаемые средства были ранее зачислены на счет N 40302, и соответствующие показатели экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В бухгалтерском учете органа федерального казначейства зачисление средств на счет органа N 40302 оформляется записью по дебету счета 1091 "Прочие средства" и кредиту счета 6015 "Расчеты по прочему финансированию". Операция по списанию средств отражается бухгалтерской записью по дебету счета 6015 и кредиту счета 1091.

В разделе 3 "Учет операций на лицевых счетах по учету внебюджетных средств" Приказом Минфина России от 23 июля 2002 г. N 70н уточнены правила заполнения платежных поручений на зачисление средств (п. 14), регламентирована процедура осуществления учета органом федерального казначейства кассовых расходов по внебюджетным средствам.

В соответствии с пунктом 15 Инструкции расчетно - денежные документы, по которым производится кассовый расход, проверяются уполномоченным работником на соответствие указанных в них кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации содержанию проводимой операции и смете доходов и расходов по внебюджетным средствам.

При представлении клиентом сметы доходов и расходов осуществляется ее проверка на соответствие разрешению на открытие лицевого счета по учету внебюджетных средств в части направлений использования средств, причем контроль производится без привязки к конкретным источникам образования внебюджетных средств.

Обращаем особое внимание, что проверка сметы доходов и расходов на ее соответствие разрешению в части источников образования внебюджетных средств осуществляется исключительно в тех случаях, когда смета, согласно указаниям главного распорядителя средств, в чьем ведении находится клиент, составляется в разрезе источников образования внебюджетных средств.

Не менее важным является уточнение порядка отражения на лицевом счете операций по возврату дебиторской задолженности. На основании пункта 20 Инструкции суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у клиента в процессе исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам текущего года, учитываются на лицевом счете по учету внебюджетных средств как восстановление кассового расхода с отражением по тем показателям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым был произведен кассовый расход. Суммы дебиторской задолженности прошлых лет отражаются на лицевом счете по учету внебюджетных средств в доходах клиента. При этом включение в разрешение указанного источника образования внебюджетных средств не требуется.

Благодаря изменениям, внесенным в пункты 22 и 23, значительно упрощен порядок зачисления внебюджетных средств на лицевой счет клиента, если в платежных документах отсутствуют некоторые реквизиты. В частности, клиенту предоставлено право на основании письменной информации, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера клиента, уточнять наименование получателя средств или источник образования внебюджетных средств, если в платежном документе на их зачисление указанные реквизиты отсутствуют.

Если же источник образования внебюджетных средств не соответствует источникам, отраженным в разрешении, орган федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет клиента без права ее расходования до внесения в установленном порядке соответствующих дополнений в разрешение или до перечисления указанных сумм платежным поручением клиента в соответствии с их назначением (к примеру, в доход соответствующего бюджета, если в текущем финансовом году указанные платежи являются источниками формирования доходов бюджетов различных уровней) либо их отправителю.

Положение пункта 25 Приказа предоставляет органу федерального казначейства возможность учесть отраслевую специфику отдельных получателей средств при установлении им единого лимита остатка кассы, определив его как сумму:

наличных денежных средств, полученных клиентом из учреждения банка, в том размере, который необходим ему для обеспечения нормальной работы на весь установленный период (например, на 10 дней), без использования доходов, поступающих в кассу от осуществления платной деятельности;

планируемой к поступлению в кассу выручки от внебюджетной деятельности, подлежащей сдаче в учреждение банка в полном объеме.

Дополнения в пункты, отнесенные к разделу 4 Инструкции, касаются порядка отражения операций на лицевых счетах по учету внебюджетных средств.

В доходах клиента по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации учитываются поступления от всех видов деятельности (в том числе суммы средств без права расходования), дебиторская задолженность прошлых лет, а также поступления распорядителю средств от нижестоящих получателей средств. Если распорядитель средств перераспределяет указанные средства между нижестоящими подведомственными получателями средств, суммы перечислений отражаются в учете как уменьшение его доходов (со знаком "минус").

Операции по использованию внебюджетных средств согласно утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов текущего финансового года отражаются в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, включая расходы по оплате налогов, напрямую относимых на расходы клиента (налог на доходы физических лиц - по соответствующим кодам, на которые отнесены расходы по оплате труда; налог на пользователей автодорог - код 111040; налоги, уплачиваемые в местные бюджеты, и др.), а также восстановление кассовых расходов текущего финансового года (со знаком "минус").

Особого внимания заслуживает содержание вновь введенного седьмого абзаца пункта 27 Инструкции, на основании которого на лицевом счете по учету внебюджетных средств обособленно учитываются по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации платежи в уплату налогов и сборов в бюджеты различных уровней, не относимые напрямую на расходы учреждения (налог на прибыль, налог с продаж и др.), иные перечисления, предусмотренные разрешением на открытие внебюджетного счета, которые невозможно классифицировать по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (например, перечисление части доходов главному или вышестоящему распорядителю средств, перечисление средств на депозитные счета и др. Суммы от продажи приобретенных ценных бумаг и возврата средств с депозитных счетов отражаются в этом разделе со знаком минус.).

При этом следует иметь в виду, что в разрешениях на открытие внебюджетного счета и сметах доходов и расходов оплата налогов и иных обязательных платежей в бюджет может не предусматриваться.

Также не требуется включения в разрешение такого направления использования средств, как исполнение взысканий на основании исполнительных листов, производимых с внебюджетных лицевых счетов в порядке, установленном пунктом 33 Инструкции.

В заключение обращаем внимание на содержание нового пункта 34 Инструкции, который устанавливает, что органы федерального казначейства и клиенты при несоблюдении положений настоящей Инструкции несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Т.Г.НЕСТЕРЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017