| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 4 марта 2004 г. N 24-00/КП-44

 

Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращения страховых организаций по применению отдельных положений Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) в редакции Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", сообщает ответы на следующие поступившие вопросы.

 

Вопрос 1. Будут ли признаваться легитимными договоры страхования, заключенные до вступления в силу Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ? Возможна ли уплата страховой премии по таким договорам страхования, если они заключены на срок один год и более и по ним предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку?

Ответ. Действие договоров страхования, а также договоров перестрахования, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ, решается в соответствии со ст. ст. 4, 417, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иными словами, такие договоры действуют в соответствии с условиями страхования, на которых они были заключены, включая срок страхования, условия и порядок уплаты страховой премии, страховых выплат, прав и обязанностей сторон и т.д.

Вместе с тем внесение в такие договоры страхования после 17.01.2004 изменений и дополнений, в частности их продление, является заключением договоров на новых условиях, которые должны соответствовать, в частности, нормам Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ.

 

Вопрос 2. Может ли страховая компания отказаться от лицензии на право проведения страхования жизни?

Ответ. Страховщик вправе отказаться от лицензии, выданной на любой вид (виды) страховой деятельности, в том числе на право проведения страхования жизни.

 

Вопрос 3. Обязана ли страховая компания для осуществления перестрахования рисков по имущественному страхованию отказаться от лицензии на добровольное страхование жизни, даже если в настоящий момент у компании нет ни одного действующего договора страхования жизни?

Ответ. Поскольку п. 3 ст. 13 Закона устанавливает запрет на осуществление перестрахования рисков по имущественному страхованию, если у страховой организации, принимающей такие риски, имеется лицензия на осуществление страхования жизни, то для осуществления перестрахования (принятия в перестрахование) рисков по имущественному страхованию страховая организация должна "отказаться" от лицензии на право проведения страхования жизни.

Данное требование дословно вытекает из указанной выше нормы: "страховщики, имеющие лицензии на осуществление страхования жизни, не вправе осуществлять перестрахование...".

 

Вопрос 4. Каков порядок отказа от лицензии на страхование жизни? Что должно следовать за таким отказом?

Ответ. Для отказа на проведение страхования жизни страховщик обязан представить в орган страхового надзора письмо о прекращении деятельности по страхованию жизни и отказе от лицензии на соответствующие виды страхования жизни. К письму должны быть приложены: (1) заверенная копия решения (протокола, выписки из протокола, приказа, распоряжения и т.п.) компетентного органа управления страховой организации о прекращении соответствующего вида (видов) деятельности; решение должно быть принято и оформлено в порядке, предусмотренном уставом страховой организации; (2) сведения о количестве и сроках действия договоров страхования, по виду (видам) страхования, по которому (которым) принято решение о прекращении деятельности.

При этом следует иметь в виду, что с момента принятия указанного решения страховая организация не вправе заключать новые и каким-либо образом дополнять или изменять действующие договоры страхования, а также обязана принять предусмотренные законодательством меры по исполнению действующих договоров страхования или их урегулированию в соответствии с требованиями закона при невозможности исполнения.

Кроме того, после завершения исполнения обязательств по действующим договорам страхования по виду (видам) страхования, исключенному (исключенным) из лицензии, страховая организация обязана представить в орган страхового надзора документы, указанные в пп. 2 и 3 п. 3 ст. 32.8 Закона.

По результатам рассмотрения обращения страховой организации об отказе от лицензии на страхование жизни принимается решение о необходимости замены бланка лицензии, о чем страховая организация извещается в письменной форме.

 

Вопрос 5. Каков порядок передачи страхового портфеля по страхованию жизни?

Ответ. Порядок передачи страхового портфеля по страхованию жизни регулируется в соответствии с общим порядком перемены лиц в обязательстве, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных п. 5 ст. 25 Закона.

 

Вопрос 6. Какова позиция Департамента страхового надзора относительно вступления в силу положений п. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ?

Ответ. Исходя из положений Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ, норма, установленная в п. 3 ст. 13 Закона, вступила в действие с 17 января 2004 года.

 

Вопрос 7. Необходимо ли действующей страховой организации получить лицензию на перестрахование? Достаточно ли одного уведомления страховщиком Департамента страхового надзора об отказе от лицензии на страхование жизни?

Ответ. В соответствии со ст. 4.1 Закона деятельность субъектов страхового дела (за исключением страховых актуариев) подлежит лицензированию. Следовательно, страховые организации, осуществляющие перестрахование как исключительный вид деятельности или страхование в сочетании с перестрахованием, обязаны получить лицензию на перестрахование для осуществления указанного вида деятельности.

Порядок получения лицензии на перестрахование определен, в частности, в п. 4 ст. 32 Закона; требования к уставному капиталу таких страховщиков определены в абз. седьмом п. 3 ст. 25 Закона.

 

Вопрос 8. Распространяется ли действие вступившего в силу 17.01.2004 Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ на порядок лицензирования страховых организаций, подавших документы до вступления в силу указанного Закона и документы которых не были рассмотрены ранее?

Ответ. Заявления и документы страховых организаций, поданные на лицензирование до 17.01.2004, рассматриваются Департаментом страхового надзора без учета требований, установленных вышеуказанным Федеральным законом.

 

Вопрос 9. Возможно ли принятие специального и (или) временного нормативного правового акта и (или) методических указаний, направленных на применение упрощенной процедуры получения лицензии дочерними и (или) зависимыми страховыми обществами страховой организации, сдавшей лицензию на страхование жизни в порядке выполнения пункта 3 статьи 13 Закона? Не противоречит ли это положениям Закона, вступающего в силу с 17 января 2004 года?

Ответ. Лицензия является государственным решением о допуске соискателя лицензии к осуществлению предусмотренного законом вида предпринимательской деятельности. Поэтому "упрощенной" или "усложненной" процедуры принятия решения о выдаче лицензии - государственного разрешения быть не может. Процедура лицензирования устанавливается в соответствии с требованиями Закона.

 

Вопрос 10. Требуется ли предоставлять в Департамент страхового надзора документы, подтверждающие наличие высшего экономического и финансового образования в отношении руководителя и главного бухгалтера страховщика, которые уже занимают данные должности на 17.01.2004?

Ответ. Требования о наличии высшего экономического или финансового образования, а также соответствующего стажа работы в отношении руководителя и главного бухгалтера страховщика распространяются только на руководителей и главных бухгалтеров страховщиков, назначенных с 17.01.2004.

 

Вопрос 11. Является ли диплом кандидата экономических наук документом, подтверждающим высшее образование?

Ответ. Да, является.

 

Вопрос 12. Отвечает ли квалификационным требованиям руководитель, имеющий неполное высшее финансовое или экономическое образование и проходящий в данное время профильное обучение?

Достаточным ли будет руководителям страховых организаций, имеющим высшее образование (неэкономическое и нефинансовое) пройти обучение по программе переподготовки (повышения квалификации) по направлению "Бухгалтерский учет и налогообложение"? В частности, данный курс предложен институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов, рассчитан более чем на 500 часов и дает право занимать соответствующие должности.

Ответ. Наличие высшего экономического или финансового образования подтверждается исключительно дипломом о соответствующем высшем экономическом или финансовом образовании, а также дипломом кандидата экономических наук.

 

Вопрос 13. Вправе ли предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) быть страховым агентом. ПБОЮЛ имеет патент, который дает ему право осуществлять данный вид деятельности?

Ответ. Если индивидуальный предприниматель (предприниматель без образования юридического лица) является гражданином Российской Федерации, то в соответствии со ст. 8 Закона он вправе быть страховым агентом.

 

Вопрос 14. Будут ли признаваться страховыми агентами граждане, работающие в страховой организации по трудовым договорам? Могут ли страховые агенты совмещать свою деятельность с деятельностью, не связанной со страхованием?

Ответ. Исходя из требований п. 1 ст. 8 Закона граждане Российской Федерации, работающие в страховых организациях на основании трудовых договоров, к страховым агентам не относятся. Ограничений в отношении совмещения страховым агентом деятельности, осуществляемой на основании гражданско-правового договора, с деятельностью, не связанной со страхованием, Законом не предусмотрено.

 

Вопрос 15. Связана ли норма п. 3 ст. 13 Закона со сроком, предусмотренным п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ для осуществления специализации страховых организаций.

Ответ. Департамент страхового надзора считает, что действие нормы п. 3 ст. 13 Закона не связано со специализацией страховых организаций. Данная норма Закона определяет возможность либо невозможность осуществления перестрахования рисков по имущественному страхованию в зависимости от наличия у страховщика лицензии на право проведения страхования жизни. В основе же специализации страховых организаций, предусмотренной ст. 6 Закона и в отношении которой установлен переходный срок (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ), лежит законодательный запрет на одновременное осуществление страхования объектов страхования, предусмотренных п. 1 ст. 4, и объектов страхования, предусмотренных п. 2 и пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона.

 

Вопрос 16. Новый Закон не допускает внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества. Каков механизм проверки внесенного вклада в уставный капитал и в компетенцию какого органа входит данное полномочие?

Ответ. При обращении за получением лицензии страховая организация обязана подтвердить соответствующими документами соблюдение требования абзаца девятого п. 3 ст. 25 Закона, т.е. отсутствие в уставном капитале заемных средств и находящегося в залоге имущества. Механизм проверки оплаты уставных капиталов страховщиков определяется органом страхового надзора, в частности, посредством соблюдения страховщиками требований, устанавливаемых исходя из п. п. 1 и 2 ст. 25 Закона. При необходимости орган страхового надзора привлекает для проверки соответствующие компетентные органы.

 

Вопрос 17. Могут ли иностранные общества взаимного страхования осуществлять страхование резидентов Российской Федерации без лицензии?

Ответ. В соответствии с требованиями п. 5 ст. 4 Закона с 17.01.2004 страхование интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации на территории Российской Федерации может осуществляться только страховщиками (страховыми организациями, обществами взаимного страхования), имеющими лицензии, полученные в установленном Законом порядке.

 

Вопрос 18. В каком порядке будет производиться регистрация объединений субъектов страхового дела?

Ответ. Норма cт. 14 Закона - прямого действия, в ней предусмотрен перечень требуемых для регистрации объединений документов. Предполагается принятие соответствующего нормативного акта органа страхового надзора, содержащего требования о сроках представления документов, порядке ведения реестра объединений субъектов страхового дела и т.д.

 

Вопрос 19. Что понимается под "информацией, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования" согласно п. 2 ст. 32.5 Закона, а также кем и как будет оцениваться такая информация?

Ответ. Определение отсутствия (или наличия) информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, осуществляется органом страхового надзора исходя, в частности, из примененных страховщиком методик расчета страховых тарифов, статистических данных.

 

Вопрос 20. В чем разница между обстоятельствами: (1) когда страховщик "не приступил к осуществлению деятельности в течение 12 месяцев со дня получения лицензии" и (2) когда страховщик "не осуществляет данную деятельность" (п. 2 ст. 32.8 Закона)?

Ответ. Считается, что страховщик "не приступил к осуществлению деятельности", если он в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не заключил ни одного договора страхования; "не осуществляет ее" (страховую деятельность), - если после получения лицензии страховщик осуществлял страховую деятельность, но на установленную отчетную дату он не провел ни одной страховой операции.

При этом какие-либо "объективные" обстоятельства во внимание не принимаются, так как страховщик до начала осуществления нового вида страховой деятельности должен предварительно разработать соответствующий бизнес-план и реализовать его.

 

Департамент

страхового надзора

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017