| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 24 декабря 2004 г. N 04-3-01/928

 

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ ПО ЦЕЛЕВЫМ КРЕДИТАМ

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о порядке исчисления материальной выгоды по целевым кредитам на приобретение (новое строительство) жилья и сообщает следующее.

С 1 января 2005 года в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в пункте 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен специальный порядок применения налоговых ставок в размере 35 процентов и в размере 13 процентов в отношении доходов в виде суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Кодекса.

В частности, налоговая ставка в отношении таких доходов устанавливается в размере 35 процентов, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13 процентов.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 212 Кодекса определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно в сроки, определяемые подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Кодекса, т.е. в день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, но не реже чем один раз в календарном году. В соответствии со статьей 228 Кодекса в случае получения дохода в виде материальной выгоды исчисление налоговой базы и суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы производится налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации.

Вместе с тем в случае, когда заемные средства получены налогоплательщиком по договору займа, заключенному с российской организацией, являющейся для данного налогоплательщика источником доходов, указанных в пункте 2 статьи 226 Кодекса, и признаваемой в связи с этим налоговым агентом, заемщик по согласованию с организацией, являющейся заимодавцем, с учетом норм статьи 29 Кодекса вправе передать ей свои полномочия по исчислению налоговой базы и суммы подлежащего уплате в бюджет налога на доходы в отношении доходов в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В таком случае организация - налоговый агент признается уполномоченным представителем налогоплательщика, представляющим его интересы в отношениях с налоговыми органами.

Если заемные средства получены физическим лицом в виде кредита, предоставленного банком или иной кредитной организацией, то такая организация выступает в качестве налогового агента, который обязан определить налоговую базу и исчислить налог на доходы при получении налогоплательщиком доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитными средствами.

При этом документами, подтверждающими целевое использование налогоплательщиком заемных средств, полученных после 1 января 2005 года, могут являться, во-первых, сам договор, на основании которого налогоплательщиком получены заемные средства, а также те документы, которые налогоплательщику необходимо представлять для подтверждения своего права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса в связи с новым строительством либо приобретением на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

Документами, подтверждающими право на имущественный налоговый вычет, в частности, являются:

при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем;

при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры (доли (долей) в ней) налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней;

платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Согласно пункту 3 статьи 220 Кодекса с 1 января 2005 года имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой ФНС России.

Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

Следовательно, с учетом положений пункта 3 статьи 220 Кодекса в случаях, когда заемные средства на приобретение (новое строительство) жилья предоставлены налогоплательщику непосредственно самим работодателем (налоговым агентом), то при обращении работника к работодателю (налоговому агенту) за получением имущественного налогового вычета и при соблюдении налогоплательщиком вышеуказанных условий налоговому агенту следует произвести перерасчет исчисленных ранее по ставке 35 процентов сумм налога на доходы в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование работником полученным целевым займом (кредитом).

В иных случаях кредитная организация, признаваемая налоговым агентом, вправе произвести перерасчет ранее исчисленных по ставке 35 процентов сумм налога на доходы в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от экономии на процентах за пользование заемными средствами на приобретение (новое строительство) жилья, только при наличии документов, подтверждающих целевое использование налогоплательщиком полученных им заемных средств.

 

Советник налоговой службы

Российской Федерации

1 ранга

М.П.МОКРЕЦОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017