| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 16 февраля 2006 г. N ММ-6-03/171@

 

Федеральная налоговая служба направляет разъяснения за IV квартал 2005 года по отдельным вопросам, связанным с применением Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь. Указанные письма направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.

 

М.П.МОКРЕЦОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к письму ФНС России

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ

СОГЛАШЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ,

ОКАЗАНИИ УСЛУГ, ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Вопрос 1. В какой срок следует представить налогоплательщику налоговую декларацию и пакет документов, предусмотренных пунктом 3 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, для обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в Республику Беларусь, в случае если налогоплательщиком указанный пакет документов собран в апреле 2005 года и установленный нормами указанного Положения 90-дневный срок их представления истекает 27.04.2005?

Ответ. Общий порядок обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации товаров на экспорт регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанное 15 сентября 2004 года (далее - Соглашение), носящее статус международного договора, и Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющееся неотъемлемой частью Соглашения, определяют особенности порядка применения НДС при экспорте товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь.

Таким образом, с учетом положений статьи 7 Налогового кодекса, и принимая во внимание, что Положение не содержит нормы, регламентирующие порядок и сроки уплаты налога в бюджет, применяются положения главы 21 Налогового кодекса.

На основании статьи 174 Налогового кодекса уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено положениями главы 21 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 163 Налогового кодекса налоговый период устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 данной статьи.

Операции по реализации товаров, налогообложение которых производится по ставке 0 процентов, включая операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, отражаются в налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов.

Из норм, содержащихся в пунктах 2 и 3 раздела II Положения следует, что для обоснования применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на территорию Республики Беларусь налогоплательщик должен в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения.

С учетом этого, а также исходя из смысла положений абзаца первого пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса и статьи 174 Налогового кодекса, налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов, в которой отражены операции по реализации товаров на территорию Республики Беларусь, представляется за месяц, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения.

Подтверждением того, что налогоплательщиком собран пакет документов именно в том периоде, за который представлена налоговая декларация, является представление этой налоговой декларации и пакета документов в налоговый орган в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом если вышеуказанный 90-дневный срок истекает в налоговом периоде, за который представлена налоговая декларация и одновременно с налоговой декларацией представлены документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, то эти документы считаются представленными в срок, установленный в абзаце первом пункта 3 раздела II Положения.

Таким образом, если полный пакет документов собран налогоплательщиком в апреле 2005 года и истечение 90-дневного срока наступает 27 апреля 2005 года, то указанные документы вместе с налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2005 года должны быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган в срок с 1 мая 2005 года по 20 мая 2005 года (письмо ФНС России от 30.11.2005 N 03-2-03/2075/15).

 

Вопрос 2. Может ли являться основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в возмещении соответствующих сумм налога на добавленную стоимость представление налогоплательщиком в пакете документов, обосновывающих применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в Республику Беларусь, не оригинала третьего экземпляра заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Республики Беларусь, а копии данного документа?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение), которое вступило в силу с 1 января 2005 года, при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Для обоснования применения нулевой ставки налогоплательщик предъявляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы, указанные в пункте 2 раздела II Положения, в том числе третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, с отметкой налогового органа Республики Беларусь, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме.

Согласно разъяснениям, данным в письме ФНС России от 15.06.2005 N ММ-6-03/489@, согласованном с Минфином России, документы, указанные в пункте 2 раздела II Положения, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, могут представляться налогоплательщиком в налоговый орган в виде копий, заверенных подписью руководителя и главного бухгалтера.

С учетом изложенного, представление налогоплательщиком в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в числе документов копии заявления, а не оригинала, не может являться основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в возмещении соответствующих сумм НДС (письмо ФНС России от 07.11.2005 N 03-2-03/1916/18).

 

Вопрос 3. Правомерно ли отнесение сумм налога на добавленную стоимость, удержанного контрагентом на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством данного государства, на расходы, уплачиваемые при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль; а также правомерно ли применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость указанных сумм?

Ответ. В соответствии со статьей 274 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налоговой базой для целей указанной главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.

Согласно статье 247 Кодекса прибылью для российских организаций в целях указанной главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса предусмотрено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Данное положение не распространяется на суммы налогов, уплачиваемых российской организацией на территории иностранных государств.

Пунктами 1 и 2 статьи 311 Кодекса установлено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных указанной главой.

В связи с изложенным в налоговом учете в составе доходов подлежат отражению суммы косвенного налога, удержанного налоговым резидентом иностранного государства в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

При этом расходы российской организации, оказывающей услуги за границей, в том числе на территории бывших стран СНГ, в виде сумм косвенного налога, удержанного иностранным агентом, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса, если такие расходы соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

В отношении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость сообщаем следующее.

Порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость определен статьями 171 и 172 Кодекса и применяется в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных на территории Российской Федерации.

Поскольку, как следует из запроса, налог на добавленную стоимость, удержанный контрагентом на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством данного государства, не связан с приобретением товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, суммы налога, удержанные иностранным агентом (белорусской организацией), к вычету у российской организации не принимаются (письмо ФНС России от 18.10.2005 N 03-4-03/1800/31).

 

Вопрос 4. В каком порядке подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации в Республику Беларусь товаров, не происходящих с территории Российской Федерации?

Ответ. С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенное между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь (далее - Соглашение).

Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ определено, что Российская Федерация исходит из того, что в Соглашении под термином "товары" понимаются товары, происходящие из территории Российской Федерации или Республики Беларусь, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Соглашения.

Таким образом, под товарами, происходящими из территории Российской Федерации или Республики Беларусь, понимаются товары:

а) полностью произведенные на территории Российской Федерации или Республики Беларусь;

б) подвергшиеся обработке на территории Российской Федерации или Республики Беларусь с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран и изменившие в связи с этим принадлежность по классификации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров хоты бы по одному из четырех первых знаков;

в) произведенные с использованием указанных в пункте "б" сырья, материалов и комплектующих изделий при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров.

Таким образом, нормы Соглашения, предусматривающие право налогоплательщиков на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость на операции по экспорту в Республику Беларусь товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, не распространяются.

Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации в Республику Беларусь товаров, происходящих из третьих стран, должно производиться в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В отношении товаров, происходящих из третьих стран и из Российской Федерации и ввозимых с территории Республики Беларусь, в соответствии с разъяснениями Федеральной таможенной службы от 27.01.2005 N 01-06/1958, в настоящее время действует порядок, предусматривающий проведение таможенного оформления и таможенного контроля в полном объеме с уплатой таможенных пошлин, налогов таможенным органам.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, подлежат вычетам в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса (письмо ФНС России от 01.11.2005 N 03-4-03/1889/31).

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018