| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 1 сентября 2006 г. N ММ-6-03/881@

 

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА

МИНФИНА РОССИИ ОТ 07.07.2006 N 03-04-15/131

 

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 07.07.2006 N 03-04-15/131 по вопросам налогообложения операций, связанных с приобретением и передачей имущества по договору лизинга, и принятия к вычету налога на добавленную стоимость.

 

М.П.МОКРЕЦОВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 июля 2006 г. N 03-04-15/131

 

Минфин России рассмотрел письмо о налогообложении операций, связанных с приобретением и передачей имущества по договору лизинга, и по вопросам принятия к вычету налога на добавленную стоимость сообщает следующее.

1. О принятии к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного лизингодателем при приобретении имущества, являющегося предметом лизинга и отраженного на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Как правомерно указано в письме, на основании статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги лизингодателя по предоставлению имущества (основных средств) в лизинг признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. При этом по товарам, относящимся к основным средствам, вычет налога производится после принятия на учет данных товаров в качестве основных средств.

На основании действующего порядка ведения бухгалтерского учета основные средства, приобретенные налогоплательщиком и предназначенные для передачи по договору лизинга, отражаются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Что касается условия, установленного пунктом 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", согласно которому актив может приниматься организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если организация не предполагает последующую перепродажу данного актива, то, по нашему мнению, факт перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга не является достаточным обстоятельством, не позволяющим принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные лизингодателем при приобретении предмета лизинга, по следующим причинам.

Во-первых, переход к лизингополучателю в отдельных случаях права собственности на предмет лизинга не является перепродажей данного объекта, поскольку осуществление лизинговой деятельности регулируется не договором купли-продажи, а договором, содержащим элементы договора аренды и договора купли-продажи, что подтверждено Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 1 марта 2005 г. N 12102/04.

Во-вторых, переход к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга предусматривается не во всех лизинговых договорах и поэтому устанавливать особый порядок вычетов налога на добавленную стоимость при наличии факта перехода права собственности на предмет лизинга представляется нецелесообразным.

В-третьих, следует учитывать, что в отличие от норм, регулирующих уплату налога на имущество организаций, нормами, регулирующими уплату налога на добавленную стоимость, не установлена зависимость применения положений законодательства по этому налогу от действующего порядка ведения бухгалтерского учета.

Поэтому одно из дополнительных и, как указано выше, непринципиальных условий по учету основных средств, установленных только для целей бухгалтерского учета, вряд ли может являться достаточным аргументом для принятия решения о неправомерности вычета указанных сумм налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что изменения законодательства по налогу на добавленную стоимость, вступившие в действие после 1 января 2006 года, не повлияли на ситуацию с вычетами этого налога по имуществу, переданному в лизинг, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные лизингодателем при приобретении лизингового имущества, при условии учета данного имущества на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", подлежат вычету как до 1 января 2006 г. (до внесения изменений в ПБУ 6/01 "Учет основных средств"), так и после 1 января 2006 года.

2. О принятии к вычету налога на добавленную стоимость по лизинговым платежам и по выкупной стоимости лизингового имущества.

В соответствии со статьей 624 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон) на основании договора лизинга предмет лизинга может быть выкуплен лизингополучателем. При этом на основании пункта 1 статьи 28 Закона в общую сумму договора лизинга включается выкупная цена предмета лизинга.

Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 625 Гражданского кодекса договор финансовой аренды (лизинга) является подвидом договора аренды, к нему применяются общие положения об аренде, не противоречащие установленным правилам о договоре финансовой аренды.

Порядок выкупа арендованного имущества установлен статьей 624 Гражданского кодекса. Согласно данной статье в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если в договоре аренды условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в счет выкупной цены.

Учитывая изложенное, выкупная цена, полная уплата которой является основанием для перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, может определяться в договоре лизинга или в дополнительном соглашении сторон и порядок учета выкупной цены регулируется исключительно по договоренности сторон (лизингодателя и лизингополучателя).

По нашему мнению, устанавливать специальные порядки вычетов налога на добавленную стоимость у лизингополучателя по лизинговым платежам в зависимости от включения (невключения) в них выкупной стоимости лизингового имущества не следует по ряду причин.

Так, для принятия решения об отказе в вычете налога на добавленную стоимость в части выкупной стоимости лизингового имущества, включенной в лизинговые платежи, достаточных оснований не имеется, поскольку определение для целей вычета налога на добавленную стоимость величины выкупной стоимости, включенной в лизинговые платежи, как авансового платежа по приобретаемому оборудованию, видимо, возможно только при наличии договора купли-продажи, которого до перехода права собственности на это оборудование не имеется.

Кроме того, различные порядки вычетов налога на добавленную стоимость в зависимости от условий договоров лизинга могут привести к вмешательству в процесс лизинговой деятельности через создание неравных условий налогообложения, что с учетом целесообразности стимулирования лизинговой деятельности в целом представляется крайне нежелательным.

Поэтому в случае включения сумм выкупной стоимости имущества в лизинговые платежи вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного лизингополучателем лизингодателю, следует производить лизингополучателю в полной сумме на основании счетов-фактур, оформленных лизингодателем по лизинговым платежам с учетом выкупной стоимости имущества.

Данный порядок вычетов налога на добавленную стоимость, по нашему мнению, следует применять также в случае уплаты выкупной стоимости имущества одновременно с лизинговыми платежами (но без включения в эти платежи).

Необходимо учитывать, что принятие решения о повторном начислении налога на добавленную стоимость у лизингодателя на полную стоимость лизингового имущества, передаваемого в собственность, и об отказе в вычете этого налога у лизингополучателя в части сумм выкупной стоимости лизингового имущества в случаях включения выкупной стоимости в состав лизинговых платежей, затруднит порядок оформления счетов-фактур, может привести к необходимости их исправлений и, как следствие, к внесению изменений в налоговую декларацию и к перерасчетам с бюджетом без дополнительных поступлений в доход бюджета.

В случае получения лизингодателем выкупной стоимости имущества после передачи на это имущество права собственности лизингодатель должен оформить счет-фактуру по передаваемому имуществу, в котором следует указать сумму выкупной стоимости, полученной сверх лизинговых платежей, и соответствующую ей сумму налога. Данный счет-фактура будет являться основанием для принятия к вычету налога, уплаченного лизингополучателем в выкупной цене.

Учитывая изложенное, позиция Минфина России в отношении применения налога на добавленную стоимость по лизинговым операциям, изложенная в письме от 15.11.2005 N 03-03-10/15, не изменяется.

 

Директор

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018