| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 26 ноября 2008 г. N 3-5-03/727@

 

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

ЧЛЕНОВ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам, касающимся налогообложения доходов членов общин коренных малочисленных народов Севера, и сообщает следующее.

На основании статьи 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ) семейными (родовыми) общинами малочисленных народов признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица. Деятельность общин носит некоммерческий характер (статья 5 Федерального закона N 104-ФЗ).

В соответствии со статьей 246 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации. При этом особого порядка налогообложения прибыли некоммерческих организаций, образованных в виде Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, главой 25 Кодекса не предусмотрено, в связи с чем при формировании налоговой базы в целях налогообложения прибыли нет необходимости учитывать отдельно доход, полученный от традиционных и нетрадиционных видов деятельности.

Федеральным законом N 104-ФЗ не определен перечень традиционных видов деятельности, но приводятся понятия "традиционное хозяйствование" и "традиционные промыслы". В этой связи целесообразно использовать нормы, содержащиеся в законодательных актах, посвященных конкретным видам природопользования.

В частности, статьей 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) определены участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, к которым относятся оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений.

В статье 21 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" указывается на то, что в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера образ жизни, занятость и экономика традиционно основываются на промысле живых ресурсов.

В пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) определены виды рыболовства, осуществляемые гражданами и юридическими лицами, в том числе рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Кроме того, в разделе 1 Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (далее - Федеральная целевая программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2001 N 564, приведен примерный перечень традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов (оленеводство; охотничий и морской зверобойный промысел; рыболовство; клеточное звероводство; промысел полевой пушнины; добыча морепродукции, отличная от добычи рыбы и морского зверя).

На основании изложенного можно заключить, что под традиционными отраслями хозяйствования (промысла) коренных малочисленных народов Российской Федерации подразумеваются виды деятельности, осуществляемые в рамках традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Ввиду отсутствия законодательно утвержденного перечня традиционных отраслей хозяйствования, которыми занимаются семейные общины коренных малочисленных народов Севера, ФНС России полагает, что налоговые органы для целей налогообложения вправе относить к традиционным те отрасли хозяйствования, которые поименованы в статье 10 Федерального закона N 49-ФЗ, в пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 166-ФЗ, в разделе 1 Федеральной целевой программы, а также в Разделе А "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" и Разделе В "Рыболовство, рыбоводство" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)), а именно:

01.12.32 Сбор лесных грибов и трюфелей;

01.13.24 Сбор плодов, ягод и орехов, в том числе дикорастущих;

01.25.4 Разведение оленей;

01.50 Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях;

02.01.2 Сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов;

05.01.12 Вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах и внутренних морских водах несельскохозяйственными товаропроизводителями;

05.01.22 Вылов рыбы и водных биоресурсов в реках, озерах, водохранилищах и прудах несельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно пункту 4.1 Устава семейной общины коренных малочисленных народов Севера "Сородичи" воля к вступлению в общину должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания членов общины малочисленных народов. Источником формирования имущества общины в денежной и иных формах являются: имущество, переданное членами общины в качестве вклада при организации общины; доходы, получаемые от собственности общины; выручка от реализации товаров, работ, услуг; доходы от предпринимательской деятельности; другие поступления.

Высшим органом управления общины является общее собрание членов общины (пункт 5.1.1 Устава), при этом избираемый общим собранием Совет общины является постоянно действующим коллегиальным органом управления общины. К компетенции Совета общины, в частности, относится решение таких вопросов, как прием и исключение из членов общины; определение количества работников, привлекаемых общиной по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда; определение размера имущества или его стоимости, получаемой членами общины в случае ликвидации (пункты 5.2.1 и 5.2.2 Устава).

Пунктом 6.5 Устава предусмотрено, что доходы общины, получаемые от продажи излишков продуктов традиционного хозяйствования и от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонд общины для осуществления расчета с кредиторами и выплат членам общины. Кроме того, средства общины могут использоваться на оплату труда аппарата общины и лиц, сотрудничающих с общиной по гражданско-правовым договорам, поощрение членов общины, а также для других целей, необходимых для обеспечения уставной деятельности общины.

На основании положений пункта 16 статьи 217 Кодекса и подпункта 6 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом доходы в виде выплат членам зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемых от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

Вместе с тем из письма следует, что все члены общины, включая АУП, получают заработную плату согласно штатному расписанию, из чего можно сделать вывод, что общиной заключены трудовые договора с членами общины.

В этом случае доходы, получаемые членами общины в виде оплаты труда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.ШУЛЬГИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018