| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 28 ноября 2008 г. N ШС-6-3/868@

 

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 4

СТАТЬИ 168 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральная налоговая служба информирует по вопросу применения пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при погашении заемщиком обязательств по договору займа, полученному ранее в денежной форме, путем перечисления денежных средств по поручению заимодавца поставщику товаров (работ, услуг), а также при погашении заемщиком обязательств по договору займа путем отгрузки заимодавцу товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 Кодекса.

Из указанных положений следует, что для определения суммы налога, предъявляемой к вычету за истекший налоговый период, необходимо единовременное выполнение следующих условий:

наличие счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам);

наличие соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие их к учету;

использование приобретенных товаров (работ, услуг) в операциях, признаваемых объектом налогообложения.

Таким образом, если договором купли-продажи товаров (работ, услуг) предусмотрено, что расчеты с поставщиком будут производиться денежными средствами, то вне зависимости от того, какие средства покупатель будет использовать для расчетов (собственные или поступившие на его счет заемные средства), право на вычет покупатель имеет в том налоговом периоде, в котором выполнены вышеперечисленные условия.

При ином порядке расчетов между поставщиком и покупателем необходимо учитывать положения, изложенные в абзаце втором пункта 4 статьи 168 Кодекса. Названным положением установлено, что сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг. Указанное положение введено в действие с 1 января 2007 года и распространяется на товары (работы, услуги), приобретенные начиная с 01.01.2007.

В случае, если заемщик исполняет свои обязательства по погашению займа, ранее полученного в денежной форме, путем перечисления денежных средств не на счет заимодавца, а по его поручению на счет поставщика товаров (работ, услуг) и при этом в платежном поручении на перечисление денежных средств есть ссылка на договор купли-продажи товаров (работ, услуг), заключенный между заимодавцем и поставщиком этих товаров (работ, услуг), то отдельного платежного поручения на уплату заимодавцем-покупателем сумм налога поставщику не требуется, поскольку расчеты осуществляются в денежной форме.

Применение указанных расчетов по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.01.2008, производится в порядке, аналогичном вышеизложенному.

Что касается применения налоговых вычетов у заимодавца, в случае если по соглашению сторон (отступное) заемщик, с целью погашения своих обязательств по договору займа в денежной форме, отгружает заимодавцу товары (выполняет работы, оказывает услуги), то платежное поручение на перечисление сумм налога не требуется по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, включая передачу товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

При заключении соглашения между заемщиком и заимодавцем о погашении заемщиком своих обязательств по договору займа в денежной форме, посредством отгрузки заимодавцу товаров (выполнения работ, оказания услуг), денежные средства, полученные заемщиком в соответствии с договором займа, следует рассматривать на дату заключения указанного соглашения как предоплату под предстоящую поставку товаров (работ, услуг). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса налоговая база определяется исходя из суммы, полученной заемщиком с учетом налога на добавленную стоимость.

Таким образом, суммы налога, предъявленные заемщиком при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет исполнения своих обязательств по договору займа в денежной форме заимодавцем отдельным платежным поручением не оплачиваются.

С Минфином России согласовано (письмо от 21.10.2008 N 03-07-15/155).

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.ШУЛЬГИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024