| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 18 сентября 2009 г. N ШТ-22-2/727@

 

О ПОРЯДКЕ

ИСТРЕБОВАНИЯ (ЗАПРОСА) У БАНКОВ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Федеральная налоговая служба в связи с поступающей от территориальных налоговых органов информацией об имеющих место случаях отказов банков в представлении налоговым органам документов (информации), истребуемых (запрашиваемых) у банков при осуществлении мероприятий налогового контроля, сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

В силу пункта 1 статьи 82 Кодекса одним из мероприятий налогового контроля является истребование необходимых налоговому органу документов (информации).

Пункт 2 статьи 86 Кодекса предусматривает право налогового органа запрашивать у банка документы, не ограничивая налоговые органы в истребовании документов у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком. При таких обстоятельствах налоговые органы, осуществляющие мероприятия налогового контроля в отношении как самого налогоплательщика, так и у иных лиц, вправе, руководствуясь пунктом 2 статьи 86 Кодекса, направить запрос в банк, клиентом которого является лицо, у которого истребуются документы (информация) в рамках статьи 93.1 Кодекса.

При составлении такого запроса в банк в мотивировочной части в качестве основания указывается на проведение мероприятий налогового контроля в отношении организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), например, "истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках", с обязательным указанием лица, в отношении которого проводятся указанные мероприятия налогового контроля, являющиеся основанием для направления данного запроса. Документы запрашиваются по счетам того лица, у которого проводятся мероприятия налогового контроля. Указание различных лиц в мотивировочной части запроса и в наименовании лица, о счетах которого запрашивается информация, не допускается.

При этом Кодексом не установлена обязанность налоговых органов направлять предусмотренные пунктом 2 статьи 86 Кодекса запросы через налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в отношении счетов которого составлен запрос.

Форма направления налоговым органом в банк запроса о представлении информации, предусмотренной пунктами 2 и 4 статьи 86 Кодекса, установлена Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@. Данная форма содержит ссылки только на пункты 2 и 4 статьи 86 Кодекса и предусматривает запрос только той информации (документов), которые указаны в данной статье Кодекса.

Иные необходимые налоговому органу документы, кроме указанных в пункте 2 статьи 86 Кодекса, запрашиваются налоговым органом в порядке, установленном статьей 93.1 Кодекса. Форма Требования о представлении документов (информации) в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Указание в одном запросе ссылок на статьи 86 и 93.1 Кодекса недопустимо и является грубым нарушением требований, установленных Кодексом и приказами ФНС России.

Отказы банков в представлении информации, предусмотренной пунктом 2 статьи 86 Кодекса, со ссылкой на банковскую тайну не обоснованы и неправомерны, поскольку в силу положений статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Обязанность банков представлять по запросам налоговых органов справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) предусмотрена статьей 86 Кодекса.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Документы, в том числе связанные с открытием и ведением счетов клиентов (копии договоров, копии карточек с образцами подписей и т.п.), а также иные документы, касающиеся проверяемого налогоплательщика и (или) контрагента проверяемого налогоплательщика, но одновременно относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, могут быть запрошены у банка, как лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса.

Насколько документы, запрашиваемые в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика, относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, определяет налоговый орган, составивший поручение об истребовании документов.

В силу положений пункта 3 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в отношении которого осуществляются мероприятия налогового контроля, при необходимости получения от банка (в качестве контрагента либо иного лица) документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, должен направить письменное поручение об истребовании указанных документов (информации) в налоговый орган по месту учета банка. При этом налоговым органам рекомендуется направлять поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета филиала (представительства) банка, непосредственно располагающего истребуемыми документами (информацией).

Обращаем внимание, что в формах Поручения об истребовании документов (информации) и Требования о представлении документов (информации) адресная часть, заполняемая в отношении лица, у которого истребуются документы (информация), допускает указание в качестве адреса для направления Требования о представлении документов (информации) адрес места нахождения организации или адрес места нахождения филиала (представительства) организации.

Налоговый орган, в котором банк (филиал, представительство банка) состоит на учете, после получения указанного поручения направляет требование о представлении документов в адрес банка (филиала, представительства банка).

Налоговый орган, в котором банк (филиал, представительство банка) на учете не состоит, не вправе направлять требования о представлении документов напрямую в банк.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Т.В.ШЕВЦОВА

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018