| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 июня 2011 г. N 08-06-08/151

 

В Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации поступают судебные акты о возложении обязанности на Министерство финансов Российской Федерации произвести софинансирование формирования пенсионных накоплений, уплаченных третьими лицами за несовершеннолетних граждан, за счет средств федерального бюджета и передать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В связи с этим Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с п. 3.6 Приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" обобщил судебную практику по вышеуказанной категории гражданских дел и сообщает следующее.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", он принят в рамках Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В этой связи нормы, определяющие порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, не могут противоречить положениям статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Указанной статьей устанавливаются категории лиц, которые могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, порядок их вступления в такие правоотношения, а также порядок уплаты страховых взносов.

Относя к разным категориям лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (подпункт 2 пункта 1 статьи 29) и лиц, добровольно вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (подпункт 4 пункта 1 статьи 29), законодатель также устанавливает разные механизмы реализации их прав: порядок подачи заявления, размер и порядок уплаты страховых взносов.

Так, лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, подают заявление и уплачивают страховые взносы в порядке, установленном Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Лица, вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, подают заявление в порядке, установленном Правилами подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 10.09.2008 N 476н, и уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Указанная разница в правовом регулировании не позволяет применять правила, установленные для лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, к лицам, добровольно вступающим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Из этого следует, что физическое лицо, пожелавшее уплачивать страховые взносы за другое физическое лицо, в рамках обязательного пенсионного страхования может осуществить такую уплату только в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. На условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", физическое лицо может уплачивать взносы только за себя.

Уплата юридическим лицом страховых взносов в пользу физического лица возможна только в случае, когда юридическое лицо для этого физического лица является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, при условии, что физическое лицо уплачивает дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (статьи 2, 8 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений").

Необходимо также учитывать, что дети по законодательству Российской Федерации не отнесены к категории застрахованных лиц.

Учитывая изложенное полагаем, что практика территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, позволяющая учитывать дополнительные страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, уплаченные третьими лицами за детей, не соответствует нормам Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в том числе в части целевого использования средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Вышеуказанная позиция была изложена в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.03.2010 N 19-0/10/2-2312 и доведена до Пенсионного фонда Российской Федерации. Следует учитывать, что в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, включая уплату страховых взносов, а также дает разъяснения о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан.

Минфин России по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмами от 02.04.2010 N 05-01-05/36 и от 26.03.2010 N 05-01-06/4 сообщал Пенсионному фонду Российской Федерации о несоответствии законодательству Российской Федерации учета дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, уплаченных третьими лицами за несовершеннолетних граждан.

Для формирования единой судебной практики и координации действий сотрудников управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, представляющих интересы Министерства финансов Российской Федерации в судах по гражданским делам о возложении обязанности на Министерство финансов Российской Федерации, произвести софинансирование формирования пенсионных накоплений уплаченных третьими лицами за несовершеннолетних граждан за счет средств федерального бюджета и передать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимо в отзывах на данные требования указывать вышеизложенную позицию.

В случае вынесения судами субъектов Российской Федерации решений о возложении обязанности на Министерство финансов Российской Федерации произвести софинансирование формирования пенсионных накоплений уплаченных третьими лицами за несовершеннолетних граждан за счет средств федерального бюджета и передать данные средства в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимо обеспечивать принятие исчерпывающих мер по обжалованию данных судебных актов.

 

Директор Правового департамента

С.В.ЯЧЕВСКАЯ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017