| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 марта 2001 г. N 16-00-13/05

 

О ПРИМЕНЕНИИ НОВОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

В связи с многочисленными обращениями по вопросам перехода на новый План счетов бухгалтерского учета Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым сообщить следующее.

Приказом от 31 октября 2000 г. N 94н Министерством финансов Российской Федерации были утверждены новый План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

В указанных документах обращено внимание на то, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Этим определено место Плана счетов бухгалтерского учета в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации как документа, не носящего нормативно - правовой характер.

В 1997 г. профессиональными организациями была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, в которой определены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она базируется на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным принципам учета и отчетности.

Основными факторами, которыми была предопределена необходимость пересмотра схемы отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности организаций, являются упрочение рыночных отношений в народном хозяйстве; разработка и утверждение новых нормативных документов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, в том числе положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (ПБУ) во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Правительством Российской Федерации в 1998 году. В настоящее время проводится активная работа по дальнейшей гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой.

Со времени действия предыдущего Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению прошло довольно много изменений, и новый План счетов бухгалтерского учета уточняет отдельные аспекты отражения операций на счетах и приближает это отражение к требованиям МСФО (в частности, по вопросам учета капитала и финансовых результатов). Инструкция включает краткие характеристики экономического содержания и структуры всех предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета и общую схему их корреспонденции. При этом система счетов бухгалтерского учета находится в непосредственной взаимосвязи с системой отчетных показателей особенно с номенклатурой балансовых статей, установленных положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99).

Обращается внимание на то, что в новом Плане счетов бухгалтерского учета содержится ряд перспективных позиций, связанных с проводимой работой по дальнейшему введению в отечественную практику требований МСФО, в развитие которых в настоящее время перерабатываются ранее утвержденные положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и разрабатываются новые ПБУ.

Учитывая, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета и должны быть признаны организацией в своей учетной политике, а также исходя из содержания Приказа Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н в случае, если организация не имела возможности провести необходимую подготовку к переходу с 1 января 2001 г. на новый План счетов бухгалтерского учета, то переход должен быть осуществлен с 1 января 2002 г.

Министерство финансов Российской Федерации исходя из сложившихся факторов и условий считает целесообразным осуществить переход организациями на новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2002 г.

Вышеизложенное означает, что до перехода на новый План счетов бухгалтерского учета организацией факты хозяйственной деятельности должны отражаться на счетах бухгалтерского учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56. Однако порядок отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56, должен соответствовать требованиям действующих положений (стандартов).

Утверждение Министерством финансов Российской Федерации Приказов от 29.12.2000 N 123н "О неприменении на территории Российской Федерации Приказа Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению" и от 23.01.2001 N 7н "О внесении изменений и признании утратившими силу актов Министерства финансов Российской Федерации" связано с необходимостью юридического оформления введения в действие нового Плана счетов.

Изменение условий хозяйственной деятельности организаций, законодательства обусловливает необходимость уточнения характеристики учетных объектов, пересмотра правил и методик бухгалтерского учета. В связи с чем и по мере осознания предпринимателями требований и механизмов рыночной экономики, предъявляющих в свою очередь новые требования к качеству учетной информации, ее достоверности и объективности, представителям бухгалтерской профессии надлежит быстро и эффективно совершенствовать свои навыки в ответ на это. В противном случае результат от выполнения ими своих функций по порядку систематизации и накапливания информации, ее достоверного отражения и правильного раскрытия в бухгалтерской отчетности перестанут удовлетворять современным требованиям.

Одной из причин настоящего обращения является высказываемая в письмах в адрес Минфина России, в средствах массовой информации позиция (причем от имени бухгалтерского сообщества) о том, что не следует менять ранее установленные правила и методики бухгалтерского учета, в том числе и План счетов бухгалтерского учета. Как обоснование такой позиции приводятся рост накладных расходов, необходимость постоянного повышения квалификации бухгалтерских работников, несоответствие с налоговым законодательством и пр. Но, к сожалению, при этом практически не поднимается вопрос о задачах, которые сегодня должны решаться при организации бухгалтерского учета, о качестве и своевременности формируемой в учете информации (оценка активов, обязательств, финансового результата, чистой прибыли и пр.), о доверии со стороны заинтересованных пользователей к этой информации и возможности ее использования при решении различного рода управленческих задач, задач корпоративного управления. Внимание бухгалтерских работников акцентируется на том, что якобы План счетов бухгалтерского учета является основополагающим нормативным документом по бухгалтерскому учету, что прямо противоречит содержанию Инструкции по применению Плана счетов.

Указанная позиция свидетельствует о том, что в практической деятельности организаций в целях организации и ведения бухгалтерского учета, формирования отчетной информации нормативные документы по бухгалтерскому учету используются вне их взаимосвязи, а также вне требований действующего в Российской Федерации законодательства, нацеливает бухгалтерских работников не на контроль соответствия организации бухгалтерского учета в организации действующим правилам, требованиям рыночной экономики, а на ожидание неизменности правил и пассивность в совершенствовании норм законодательства Российской Федерации (гражданского, налогового и т.п.).

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М.МОТОРИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018