| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 сентября 1999 г. N 16-00-16-318

 

К ПОРУЧЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. N ХВ-П13-30272

 

В связи с поручением Правительства Российской Федерации (ХВ-П13-30272 от 14 сентября 1999 г.) Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо С.А. Аракеляна по вопросам, касающимся учета основных средств, и сообщает следующее.

Аналогичные предложения, изложенные в письме автора, уже неоднократно рассматривались и не были поддержаны как противоречащие сложившейся мировой и отечественной практике, правилам и положениям, изложенным в Международных стандартах финансовой отчетности.

1. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным Приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г., единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно - сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированное на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Аналогичное определение инвентарного объекта содержится в Общероссийском классификаторе основных фондов, принятом и введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359.

В связи с вышеизложенным отдельные запасные части, формирующие первоначальный инвентарный объект основных средств, формируют в свою очередь и первоначальную стоимость инвентарного объекта.

В соответствии с вышеуказанным Положением в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Соответственно каждой такой части присваивается отдельный инвентарный номер.

Предложение автора об учете объекта, числящегося за одним инвентарным номером, имеющего несколько частей с разным сроком полезного использования, сводится к отмене действующей практики замены износившихся запасных частей и списания их стоимости на затраты производства.

2. По предложению автора, стоимость объектов основных средств должна изменяться на сумму затрат на восстановительные работы.

В этой связи следует отметить, что восстановление объектов основных средств может осуществляться путем модернизации и реконструкции объектов основных средств, а также посредством их ремонта.

При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств могут увеличивать первоначальную стоимость таких объектов и относятся на добавочный капитал организации, если эти затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (сроки полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации объекта, осуществляемой во время капитального ремонта) объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

Что касается восстановления объектов основных средств посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), то в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, с учетом изменений и дополнений (утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 и от 1 июля 1995 г. N 661), стоимость запасных частей как расходы на обслуживание производственного процесса списывается на затраты.

Следует отметить, что аналогичный порядок списания использованных запасных частей взамен износившихся предусмотрен Международным стандартом финансовой отчетности 16 "Основные средства".

3. Автор считает, что объекты основных средств, которые полностью погасили стоимость и продолжают действовать в производственном процессе, должны переоцениваться на основании Федерального закона от 29 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и подлежат оприходованию.

По мнению Минфина России, автор не знаком с вышеуказанным Законом от 29.11.96 N 129-ФЗ. Повторное оприходование объектов основных средств, стоимость которых погашена путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования и использующихся в дальнейшем путем проведения переоценки, указанным Федеральным законом не предусматривается.

Указанные объекты основных средств продолжают числиться в бухгалтерском учете по нулевой стоимости.

Одновременно доводим до сведения автора, что Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 предусматривает, что организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Следует отметить, что приведенный в письме автора Порядок проведения переоценки основных средств, утвержденный Госкомстатом России, Минэкономики России, Минфином России от 18.02.97 N ВД-1-24/336, разработанный во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 г.", касался переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 г. и поэтому считается утратившим силу.

4. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Следовательно, амортизационные отчисления, исходя из своей сущности, должны рассматриваться как источник финансирования, предназначенный для восстановления основных средств.

Порядок и способы начисления амортизации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены Приказами Минфина России от 03.09.97 N 65н и от 20.07.98 N 33н).

Международными стандартами финансовой отчетности 4 "Амортизация", 16 "Основные средства" также предусмотрено, что амортизируемая стоимость амортизируемого актива должна относиться систематически на каждый отчетный период в течение срока полезной службы актива. Международный стандарт 16 "Основные средства" предусматривает способы начисления амортизации, аналогичные приведенным в вышеуказанных нормативных документах.

При этом следует отметить, что к способам ускоренной амортизации, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, относится, в частности, способ уменьшаемого остатка. При его применении может использоваться коэффициент ускорения в размере 2 (установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 967).

При линейном способе начисления амортизации вышеуказанным Положением, к сведению автора, применение коэффициента ускорения в размере 2 не предусматривается.

Приведенный автором пример начисления амортизации не соответствует способам, изложенным в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств".

В связи с тем, что ничего существенно нового в предложениях автора не содержится, Министерство финансов Российской Федерации считает нецелесообразным продолжать дальнейшую переписку с ним.

 

Заместитель Министра

М.А.МОТОРИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017