| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 ноября 2000 г. N 19-03-14/6419

 

Юридический департамент Министерства финансов Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе следующие процессуальные документы:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.09.00 по делу N А51-4856/00-16-134 по иску ЗАО "ПКФ "Смоли-94".

 

Заместитель Руководителя

Юридического департамента,

Начальник отдела судебной защиты

С.И.МИРОНЧЕНКО

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Владивосток                                 25 сентября 2000 г.

Дело N А51-4856/00-16-134

 

Арбитражный суд Приморского края в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей:

рассмотрел в судебном заседании дело по иску ЗАО "ПКФ "Смоли-94" к Владивостокской таможне, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, ГТК РФ, 3-е лицо ДВТУ о взыскании 990000 руб.

при участии в заседании:

от истца - Дробышев В.И.

УФК - Романова А.В.

3-е лицо - Ситникова Н.М.

Влад. таможня - Самофал Д.А., Гуряшин М.Н., Сибирякова С.Г.

ГТК - Сибирякова С.Г., Гуряшин М.Н.

 

установил:

 

Истец просит взыскать с ГТК РФ 114110496 руб. убытков в связи с неправомерными действиями Владивостокской таможни при вынесении и исполнении Постановления по делу о НТП N 01700-701/96 от 16.05.97, из них: 90011680 руб. - прямые убытки, причиненные неправомерным изъятием товара, 24098816 руб. - упущенная выгода.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 25.09.00 в порядке п. 3 ст. 117 АПК РФ.

Истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска до 108375212 руб., из них прямые убытки - 90011680 руб., упущенная выгода - 18363532 руб.

Ходатайство в порядке ст. 37 АПК РФ удовлетворено.

Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю иск отклонило, так как в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ обязанность выступать в судах от имени казны РФ по данного вида искам возложена на главных распорядителей средств федерального бюджета. Минфин РФ не подпадает под данное законодателем понятие главного распорядителя бюджетных средств. Владивостокская таможня согласно ТК РФ входит в систему таможенных органов, которую возглавляет ГТК РФ, являющийся главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении Владивостокской таможни.

Владивостокская таможня иск отклонила, так как на основании письма ГТК РФ от 24.08.98 N 01-45/17873 был сделан зачет сумм, взысканных с ЗАО ПКФ "Смоли-94" в соответствии с Постановлением по делу о НТП от 16.05.97 N 01700-701/96 в счет погашения данной задолженности по уплате таможенных платежей. Истцом не доказана причинно - следственная связь между возникновением ущерба в виде утраты товаров и противоправными действиями истца по вынесению постановления, так как сумма штрафа представляет сумму не уплаченных истцом платежей. Истец не доказал размер убытков, поскольку отсутствуют доказательства уплаты за постановленный истцу товар. Истец не предпринял мер для уменьшения размера убытков.

ГТК РФ иск отклонил, так как является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со ст. 158 БК РФ главные распорядители средств федерального бюджета могут выступать в суде от имени казны РФ только в рамках бюджетных правоотношений и только по искам субъектов бюджетных правоотношений. ЗАО ПКФ "Смоли-94" является коммерческой организацией и не входит в число субъектов бюджетных правоотношений. Кроме того, БК РФ к рассматриваемым в исковом заявлении правоотношениям применяться не может, так как введен в действие с 01.01.00.

ДВТУ иск отклонило.

При рассмотрении дела установлено, что Постановлением Владивостокской таможни от 16.05.97 по делу о НТП N 01700-701/96 ЗАО ПКФ "Смоли-94" привлечено к ответственности по ст. 279, п. 2, 282 ТК РФ в виде взыскания штрафа на общую сумму 26963576470 руб. (неденоминированных рублей). Пунктом 2 данного Постановления указано, что в случае неуплаты штрафа в установленные законом сроки обратить в счет уплаты штрафа сумму, вырученную от реализации товара, арестованного Постановлением Владивостокской таможни от 28.11.96.

На товар - окорочка куриные весом 3800000 кг, сосиски весом 120000 кг, поступившие в адрес истца от инофирмы по контракту N 93 от 20.09.95, был наложен арест в рамках производства по делу о НТП N 01700-701/96 и произведена его реализация по Постановлению от 10.02.97. Поступившая от реализации товара сумма 26963326000 руб. зачислена на счет таможни.

Решением арбитражного суда от 02.12.97, вступившим в законную силу, по делу N А51-8599/97 4-573 Постановление Владивостокской таможни от 16.05.97 по делу о НТП N 01700-701/96 о привлечении истца к ответственности по ст. 282 ТК РФ признано недействительным.

В связи с тем, что товар (окорочка куриные и сосиски), принадлежавший истцу, был реализован Владивостокской таможней, истец обратился за взысканием убытков в размере 108375212 руб. (деноминированных). Из них: прямые убытки истца, причиненные ему неправомерным изъятием принадлежащего ему товара на сумму 90011680 руб. Стоимость куриных окорочков в соответствии с приложением N 14 к контракту N 93, ГТД N 01701/03106/0001675, составляет 800 долларов США за одну тонну. Стоимость 3800 т окорочков составляет 3040000 долларов США.

Стоимость сосисок в соответствии с приложением N 12 к контракту N 93, ГТД N 01701/97096/0001622, составляет 1200 долларов за одну тонну. Стоимость 120 т сосисок составляет 144000 долларов США. Общая стоимость изъятого и реализованного таможней товара составила 3184000 долларов США, исходя из курса доллара на день предъявления иска (28,27 руб. за один доллар). Прямые убытки составили 90011680 руб.

Кроме того, истец просит взыскать упущенную выгоду в сумме 18363532 руб., поскольку указанный товар приобретался истцом для реализации в процессе предпринимательской деятельности.

Средние розничные цены, сложившиеся по краю в феврале 1997 г., на окорочка куриные составили 14 руб. 83 коп. за 1 кг, сосиски - 23 руб. 73 коп. (справка Приморского краевого комитета гос. статистики от 14.09.00). Истец просит взыскать упущенную выгоду исходя из средних оптовых цен реализации, сложившихся в крае на февраль 1997 г. (справки фирм, занимавшихся оптовой реализацией в феврале 1997 г.). Окорочка куриные - средняя оптовая цена 10 руб. 75 коп., сосиски - 11 руб. 01 коп. Общий доход от оптовой продажи товара мог составить 42171200 руб. За минусом стоимости товара - 18072384 (3184000 долларов США по курсу на февраль 1997 г.) и понесенных бы издержек в виде уплаты налогов сумма упущенной выгоды составила 18262532 руб.

Исследовав представленные документы, выслушав доводы сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 53 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Таможенные органы РФ несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений (ст. 455 ТК РФ).

Ст. 1071 ГК РФ и Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 определено, что в случае предъявления гражданином и юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления или должностных лиц этих органов, ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Вступивший в действие Бюджетный кодекс определил в п. 10 ст. 158, что обязанность выступать в судах от имени казны РФ по данного вида искам возложена на главных распорядителей средств федерального бюджета.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета в соответствии со ст. 24 БК РФ утверждается ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также содержится в ФЗ от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ".

Владивостокская таможня входит в систему таможенных органов, которую возглавляет ГТК РФ, являющийся главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении Владивостокской таможни.

В связи с чем доводы ГТК РФ, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются, так как ответственность таможенных органов за причиненные убытки предусмотрена ст. 455 ТК РФ, а Бюджетный кодекс РФ, несмотря на то, что введен в действие с 01.01.00, определил надлежащих ответчиков по данного вида искам.

Ссылка ответчиков на произведенный зачет сумм, взысканных с истца по делу о НТП от 16.05.97 N 01700-701/96 в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, опровергается представленными документами.

Суду представлены акт на бесспорное списание таможенной пошлины от 15.04.98 и платежное поручение N 32 от 15.04.98 на сумму 26360555 руб. 60 коп. (копия) с отметкой ОАО "Банк Российский кредит" о том, что платежное поручение N 32 помещено в К-2 ЗАО ПКФ "Смоли-94" 06.05.98. Определением арбитражного суда от 13.07.00 по делу N А51-5588/00 1-193 по иску Владивостокской таможни к ЗАО ПКФ "Смоли-94" о взыскании таможенных платежей установлено, что таможня не отозвала из банка истца инкассовые поручения. Таким образом, Владивостокская таможня не представила доказательств фактически проведенного зачета.

Несостоятельны доводы ответчика о том, что арест и реализация товара производились в целях обеспечения уплаты таможенных платежей. Материалами дела установлено, что арест и реализация товара производились в рамках производства по делу о НТП N 01700-701/96.

В соответствии с п. 1 ст. 404 ГК РФ суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Истец представил суду письма (N 01/5 от 17.06.98, от 24.12.97, от 06.02.98), направленные в таможню, после вступления в законную силу решения суда по делу N А51-8599/97 4-573, с предложением вернуть деньги, вырученные от продажи незаконно изъятого товара. Иск предъявлен в пределах срока исковой давности. Увеличение размера убытков произошло не по вине истца, а в связи с ростом курса доллара. В связи с чем нет оснований считать, что истец не принимал мер к уменьшению суммы убытков. Кроме того, 30.01.98 было возбуждено дело о банкротстве ЗАО ПКФ "Смоли-94", которое завершилось заключением мирового соглашения 05.05.99.

Полномочия генерального директора ЗАО ПКФ "Смоли-94" Наталич В.Б., подписавшего исковое заявление, установлены вступившим в законную силу определением суда от 03.02.99 по делу N А51-742/98/9-14.

Стоимость принадлежавшего истцу товара подтверждена приложениями N 12 и N 14 к контракту N 93, ГТД. Владивостокская таможня пояснила, что коносаменты уничтожены в связи с истечением срока хранения.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 95, 124 - 127 АПК РФ, суд

 

решил:

 

Взыскать с казны РФ в лице ГТК РФ в пользу ЗАО ПКФ "Смоли-94" убытки в сумме 108375212 руб.

Вернуть ЗАО ПКФ "Смоли-94" из федерального бюджета госпошлину - 16510 руб., оплаченную платежным поручением N 181 от 17.03.00.

В отношении Владивостокской таможни Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю в иске отказать.

Исполнительный лист и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

Судья

Г.Н.ПАЛАГЕША

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024