| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 июля 1995 г. N 1-10/15-2433

 

О ВЕДОМСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ

 

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1995 года "О результатах проверок целевого расходования средств федерального бюджета и первоочередных мерах по укреплению финансового контроля" (протокол N 14, р. II, п. 7) по вопросу ведомственного финансового контроля Министерством финансов Российской Федерации были запрошены 34 министерства и ведомства о фактическом состоянии ведомственного контроля и предложения по его организации.

Соответствующие материалы представили свыше 20 министерств и ведомств, деятельность предприятий и организаций которых осуществляется как за счет бюджетных, так и собственных средств, получаемых от коммерческих операций. По данной проблеме высказали свое мнение МВД России, Генеральная прокуратура России, Госналогслужба России, ДНП России, ГТК России, Минобороны России, Госкомоборонпром России, Минатом России, МПС России, Минстрой России, Минобразование России, Минкультуры России, Минсоцзащиты России, Госкомстат России и др.

Практически все они поддержали необходимость восстановления и укрепления ведомственного финансового контроля, рассматривая его как непременное условие для наведения порядка в использовании государственных средств и имущества.

Представленные материалы свидетельствуют, что там, где сумели сохранить контрольно-ревизионный аппарат и даже обновить положения, регламентирующие его деятельность, достигается реальная эффективность контроля, повышается ответственность должностных лиц за нарушения в использовании и необеспечение сохранности денежных средств и материальных ресурсов.

Например, контрольно-ревизионный аппарат Минобороны России численностью 535 человек в прошлом году провел 11 тыс. ревизий и проверок, по результатам которых привлечено к материальной ответственности 95 тыс. военнослужащих и гражданских лиц, возмещено государству 12 млрд. рублей. За тот же период ревизионным аппаратом МПС России, общей численностью 3,9 тыс. человек, выявлено незаконных расходов, недостач и хищений на 8 млрд. рублей, из них большая часть восстановлена, взыскана и внесена в бюджет. Кроме того, выявлено причитающихся железнодорожному транспорту неучтенных доходов более 41 млрд. рублей и взыскано 11 млрд. рублей штрафов за нарушения правил проезда. По итогам ревизий и проверок привлечено к ответственности 34,4 тыс. человек.

В то же время многие министерства и ведомства отмечают, что с утратой силы Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" в связи с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, исключен даже весьма ограниченный названным законом контроль за деятельностью экономических субъектов со стороны государственных органов.

В Госкомоборонпроме России, Госналогслужбе России, Генпрокуратуре России и многих других федеральных органах исполнительной власти отсутствуют самостоятельные подразделения для осуществления финансового контроля. В утвержденном в ноябре 1994 года Правительством России Положении о Комитете Российской Федерации по печати вообще не предусмотрен контроль за расходованием средств федерального бюджета.

Высказываясь за ведомственный контроль, руководители министерств и ведомств считают, что такой контроль в условиях развития рыночных отношений и различных форм собственности, хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций должен иметь законодательную базу, общую для всей системы государственного финансового контроля. Основой для этого должен стать разрабатываемый сейчас по поручению Правительства Российской Федерации проект Закона "О государственном финансовом контроле".

В зависимости от видов деятельности, структуры, организационно-правовых форм и видов собственности предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему министерств и ведомств, внесены предложения о правах и обязанностях органов ведомственного финансового контроля.

Руководители Госкомоборонпрома России, МПС России, компании "Росуголь" предлагают наделить ведомственный контроль правом проведения ревизий и проверок не только использования средств федерального бюджета и целевых внебюджетных фондов, но и сохранности государственной (федеральной) собственности, эффективности распоряжения ею, определить порядок контроля унитарных и казенных предприятий, акционерных обществ, входящих в ведомственную систему.

Руководители министерств, в составе которых находятся в основном бюджетные учреждения, например Минобразования России, считают необходимым расширить полномочия ведомственных ревизоров с тем, чтобы они могли проводить проверки во всех подведомственных учреждениях, а также встречные проверки, используя для этого данные банков и других организаций и предприятий, находящихся в деловых отношениях с бюджетными учреждениями.

Все без исключения министерства и ведомства, приславшие свои соображения по данному вопросу, полагают, что кардинально решать проблему ведомственного контроля можно лишь при условии повышения престижа работы ревизоров, создания необходимого материального обеспечения и социальных гарантий для их деятельности. Без этого невозможно будет укомплектовать штат ревизоров квалифицированными кадрами, достичь высокой результативности их работы.

При определении потребной численности ревизионного аппарата министерства и ведомства, как правило, исходят из необходимости проверки бюджетных учреждений не реже одного раза в 2 года, других предприятий - ежегодно. На основе этого из числа входящих в ведомственную систему учреждений, предприятий и организаций по расчетам Госналогслужбы России ей понадобится контрольно - ревизионный аппарат численностью 600 человек, Минобразования России - дополнительно 30 человек, Минкультуры России - 25, Генпрокуратуры России - 18, Минстроя России - 10 человек.

Многие министерства и ведомства ставят вопрос о полной компенсации расходов по командировкам ревизоров, о распространении на них льгот, действующих для работников налоговых служб, образовании фонда социального развития за счет части средств, дополнительно поступающих в бюджет по результатам ревизий и проверок.

Для повышения роли ведомственного контроля целесообразно восстановить некоторые положения о нем, ранее установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 мая 1981 г. N 281 "О состоянии и мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления РСФСР".

В частности, следовало бы ведомственный контрольно-ревизионный аппарат обособить в специальные структурные подразделения министерств, ведомств и других органов управления, подчинив их непосредственно руководителям указанных органов. Предусмотреть, что в необходимых случаях контрольно-ревизионные подразделения могут быть централизованы в единую контрольно-ревизионную службу соответствующего органа управления. Рекомендовать руководителям министерств и ведомств вносить предложения Правительству Российской Федерации о введении начальников контрольно-ревизионных управлений (отделов) в состав коллегий (комитетов).

С восстановлением ведомственного контроля потребуется возобновить отчетность о его работе, а также контроль со стороны Министерства финансов Российской Федерации за организацией и состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления.

Анализ представленных материалов позволяет сделать вывод о том, что ведомственный контроль должен занять подобающее ему место в действующей системе государственного управления экономикой и финансами. Для этого требуется правовая основа его деятельности, которая должна быть отражена в разрабатываемом проекте закона о государственном финансовом контроле, а затем в положениях об органах исполнительной власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации.

Исходя из этого, Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым учесть конструктивные предложения министерств и ведомств, касающиеся ведомственного контроля, при разработке названного закона.

Учитывая назревшую необходимость восстановления ведомственного финансового контроля, Министерство финансов Российской Федерации предлагает, не дожидаясь принятия закона о государственном финансовом контроле, поручить министерствам, ведомствам и другим федеральным органам управления и субъектам Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о состоянии ведомственного финансового контроля и принять меры по повышению его эффективности;

укомплектовать кадры контрольно-ревизионного аппарата квалифицированными работниками, исходя из необходимости проведения ревизий и проверок использования средств федерального бюджета, целевых внебюджетных фондов и других государственных средств и имущества в бюджетных учреждениях не реже одного раза в 2 года, в других предприятиях и организациях - ежегодно. Эту работу провести в пределах численности работников и ассигнований выделенных в 1995 году на содержание аппарата соответствующего министерства, ведомства и другого органа управления;

рассмотреть, и при необходимости решить, вопрос о создании самостоятельных структурных контрольно-ревизионных подразделений, подчиненных непосредственно руководителям министерств, ведомств и других органов управления, а также централизации указанных подразделений в единую контрольно-ревизионную службу соответствующего органа управления.

Следовало бы также по мере восстановления ведомственного финансового контроля, но не позднее чем с 1 января 1996 года, возобновить отчетность о его результативности, а также систематический контроль за организацией и состоянием контрольно - ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

С этой целью Госкомстату России совместно с федеральными министерствами и ведомствами и субъектами Российской Федерации необходимо установить ежегодную отчетность о работе ведомственного финансового контроля, Министерству финансов России регулярно проверять постановку финансового контроля в министерствах, ведомствах и других органах управления, оказывать в этом деле методологическую помощь.

 

Министр финансов

Российской Федерации

В.Г.ПАНСКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018