| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 31 июля 1995 г. N 1-10/11-2475

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ОТ 06.07.95 N 21, РАЗДЕЛ 2, П. 4)

 

В связи с поручением Правительства Российской Федерации Минфин России проанализировал практику применения таможенного законодательства Российской Федерации и сообщает следующее.

Анализ практики применения таможенного законодательства Российской Федерации свидетельствует о существенных недоработках, упущениях в этом деле. Имеются длительные задержки в подготовке и принятии законодательных актов и решений, несогласованность отдельных решений, принимаемых исполнительными и законодательными органами.

1. Так, в качестве примера следует отметить длительную задержку представления в Государственную Думу проекта Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Указанный проект в связи с необходимостью длительного согласования с ведомствами находится в аппарате Правительства РФ и до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную Думу. В этой связи от Госдумы, ее комитетов и депутатов и других организаций поступают многочисленные инициативные предложения о внесении дополнений и изменений в указанный Закон по отдельным статьям (например, о предоставлении таможенных льгот по импорту товаров производственно-технического и научно-исследовательского назначения, ввозимых в счет кредитов, предоставленных Российской Федерации в соответствии с межправительственными соглашениями), которые в основном уже учтены в представленном Правительству РФ проекте.

Следует отметить, что по инициативе Минфина России принят Указ Президента РФ от 24.11.94 N 2108 "О дополнительных мерах по стимулированию развития производства, в том числе с привлечением иностранных кредитов", которым предусматривалось освобождение от взимания импортных таможенных пошлин при ввозе машин, оборудования, механизмов и комплектующих, закупаемых в рамках использования кредитов, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Однако эти положения законодательными актами еще не закреплены.

Необходимо ускорить представление в Госдуму проекта Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

2. Имеются отставания в работе в части законодательного закрепления благоприятного правового, налогового, таможенного режимов для зарубежных инвесторов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 января 1995 г. N 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации" в вышеупомянутом законопроекте учтены предложения, предусматривающие определенные таможенные льготы в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации иностранными инвесторами, осуществляющими крупномасштабные проекты.

Во исполнение упомянутого Указа в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 520-р Минэкономики России и компанией "Марс, Инкорпорейтед" подписано Инвестиционное соглашение, в котором предусмотрены таможенные льготы в отношении ввозимых иностранным инвестором товаров.

Однако, в соответствии с Федеральным законом РФ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности", принятым Госдумой 24 февраля 1995 г. и подписанным Президентом 13 марта 1995 г. (N 31-ФЗ) все ранее предоставленные таможенные льготы отменяются, за исключением предоставленных в соответствии с таможенным и налоговым законодательством. Президенту РФ и Правительству РФ предложено привести в соответствие с настоящим Законом указы и правовые акты по вопросам налогообложения.

Учитывая то, что действующим законодательством вышеуказанные таможенные льготы не предусмотрены, выполнение упомянутого выше инвестиционного соглашения возможно только после принятия Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Следует иметь в виду, что проектом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О таможенном тарифе" предусматривается применение поощрительных пошлин в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, произведенных иностранными компаниями, осуществляющими прямые капиталовложения в отрасли материального производства Российской Федерации в размере, эквивалентном сумме не менее 100 млн. ЭКЮ, являющимися при этом учредителями предприятий с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации с вкладом в уставный фонд в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. ЭКЮ и являющимися участниками соглашений об инвестициях с Правительством Российской Федерации или органом, уполномоченным им.

Предусматривается, что поощрительные пошлины применяются по решению Правительства РФ и действуют в течение 5 лет с момента заключения соглашения, но не ранее даты, указанной в соглашении. Ставки поощрительных ввозных таможенных пошлин устанавливаются в размере 50 процентов от ставок действующих ввозных таможенных пошлин.

Необходимо срочно принять меры по принятию законодательных актов по этому вопросу.

3. Многими предприятиями и организациями ставятся другие вопросы об изменении действующего таможенного законодательства, в частности по условиям временного ввоза и вывоза товаров при осуществлении лизинговых операций во внешнеэкономической деятельности.

Указом Президента РФ от 17.09.94 N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" предусматривается изыскать возможность применения таможенных льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях.

В настоящее время в Правительство Российской Федерации представлен на рассмотрение проект Закона РФ "О лизинге", где предусматривается внести предложения о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации (статью 72) в части увеличения с 2 до 5 лет срока временного ввоза имущества по лизинговым операциям с предоставлением соответствующих таможенных льгот.

В соответствии с действующим Таможенным кодексом Российской Федерации сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом Российской Федерации и не могут быть более двух лет. Продление указанного срока осуществляется в порядке, определяемом ГТК России (статья 71).

При осуществлении лизинговых операций в режиме временного ввоза (вывоза) товаров может применяться частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, определенном ГТК России по согласованию с Минфином России. При этом за каждый полный и неполный месяц уплачивается 3 процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Общая сумма таких платежей не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. В случае, если указанные суммы станут равными, то товар считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом экспорта (статья 72 Таможенного кодекса РФ).

Таким образом, при соблюдении указанных в статье 72 условий платежей, через 33 месяца (примерно через 3 года) наступает срок, после которого взимание таможенных платежей практически прекращается.

В связи с изложенным, по нашему мнению, при осуществлении лизинговых операций в режиме временного ввоза (вывоза) товаров следовало бы предоставлять таможенные льготы в порядке, предусмотренном статьей 72 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В этих условиях с учетом требований ускоренной амортизации лизингового имущества можно было бы согласиться на изменение сроков временного ввоза (вывоза) с двух лет до трех лет для машин, оборудования и транспортных средств, а по остальным товарам установить этот срок до шести месяцев.

4. Об уточнении установленных сроков предоставления отсрочек таможенных платежей.

В соответствии со статьей 121 Таможенного кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Пунктом 30 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" предусмотрена возможность предоставления отсрочек и рассрочек платежей по налогам в бюджет в пределах текущего года на срок до шести месяцев.

Учитывая это, следовало бы рассмотреть вопрос о приведении в соответствие указанных сроков предоставления отсрочек и рассрочек таможенных платежей с учетом реальной возможности осуществления их предприятиями и организациями.

5. В некоторых случаях Правительством РФ принимаются решения, не предусмотренные действующим таможенным законодательством.

Так, Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (пункт 6) установлено, что поставки в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации продукции военного назначения и продукции общепромышленного назначения для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, финансирование которых предусмотрено федеральным бюджетом, таможенными пошлинами не облагаются.

В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" (статья 37) таможенные льготы могут предоставляться в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Целесообразно внести соответствующие дополнения в Закон РФ "О таможенном тарифе" или привести указанное Постановление в соответствие с действующим таможенным законодательством.

6. Об увязке вносимых и принимаемых исполнительными и законодательными органами предложений и решений по вопросам изменения таможенного законодательства и таможенного тарифа, утвержденным законодательным актам о федеральном бюджете на соответствующий год.

Анализ исполнения федерального бюджета за первое полугодие 1995 года показывает некоторую несбалансированность фактических и расчетных поступлений в бюджет таможенных платежей, что вызвано в основном, искусственным завышением Госдумой плановых поступлений таможенных пошлин в связи с отменой льгот по импортным операциям и увеличением расчетной ставки таможенной пошлины на экспорт природного газа до 5 ЭКЮ за тонну, вместо установленной ставки 2 ЭКЮ, запоздалым введением новых ставок импортных пошлин, а также установлением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в несколько меньшем размере, чем предусмотрено в бюджете, что привело к недополучению значительных сумм доходов против плановых.

Учитывая это, необходимо строго руководствоваться Указом Президента РФ от 28.02.95 N 226 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета", предусматривающего, что решения, влекущие государственные расходы, не предусмотренные на текущий год федеральным бюджетом, а также сокращающую доходную базу федерального бюджета, включая льготы по уплате налогов, таможенных платежей и других обязательных платежей, принимаются в случаях изыскания дополнительных источников в федеральном бюджете.

В этой связи целесообразно законодательно закрепить, что глобальные изменения налогового и таможенного законодательства, таможенного тарифа должны учитываться при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год.

 

Первый заместитель Министра

финансов России

А.П.ВАВИЛОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018