| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 мая 1997 г. N 05-01-05

 

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом от 29.04.97 N B3-2555 рассмотрело проекты постановлений ФКЦБ России и сообщает следующее.

1. По проекту Положения о порядке приостановления действия и аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Пунктом 2.2 проекта предполагается осуществление профессиональным участником рынка ценных бумаг нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании нескольких лицензий.

Данное положение, видимо, является продолжением подхода, использованного в Положении о лицензировании брокерской и дилерской деятельности, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 19.12.96 N 22, в соответствии с которым предполагается выдача специальных лицензий на осуществление брокерской деятельности и дилерской деятельности.

Министерство финансов Российской Федерации считает, что данный подход входит в противоречие со статьей 39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которым деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.

Отметим, что данное замечание не может быть решено путем внесения изменений в рассматриваемый проект.

2. По проекту Положения о порядке проведения проверок деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций.

В соответствии с проектом (п. 1.1) его действие распространяется на проверки, проводимые ФКЦБ России, ее региональными отделениями, лицензирующими органами на основе генеральной лицензии, а также регистрирующими органами, включенными в перечень регистрирующих органов. В этой связи отметим, что в настоящее время основной объем работы по регистрации выпусков ценных бумаг в Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации, полномочия которого по осуществлению государственной регистрации выпусков ценных бумаг не подтверждены способом, предусмотренным Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" (то есть путем внесения в перечень регистрирующих органов ФКЦБ России), ввиду отсутствия указанного перечня.

Принятие рассматриваемого проекта в нынешних условиях приведет к тому, что Министерство финансов Российской Федерации и финансовые органы не будут вправе осуществлять весь комплекс мер по проведению проверок эмитентов ценных бумаг.

Принимая во внимание количество зарегистрированных выпусков ценных бумаг, считаем необходимым отметить, что в сегодняшних условиях проведение проверок эмитентов ценных бумаг в предусмотренных проектом объемах и сроках силами финансовых органов неосуществимо ввиду отсутствия в указанных регистрирующих органах достаточного количества специалистов, квалифицированно разбирающихся в вопросах законодательства о рынке ценных бумаг.

Министерство финансов Российской Федерации считает, что вопрос о сроках и основаниях осуществления финансовыми органами деятельности по государственной регистрации выпусков ценных бумаг, а также основаниях и объемах проводимых ими проверок деятельности эмитентов требует специального рассмотрения.

По тексту рассматриваемого проекта сообщаем следующие замечания:

- понятие "инспектора", то есть лица, осуществляющего проверки, прописано в проекте некорректно применительно к органам власти. Так, например, п. 3.1 (абзац второй) не может устанавливать прямое подчинение сотрудника финансового органа непосредственно руководителю финансового органа на время осуществления проверки, так как это противоречит структуре органа власти и должностным обязанностям специалиста. Аналогичное замечание к п. 3.4 (абзац второй);

- пункт 4.7 проекта, по нашему мнению, необоснованно исходит из предположения о том, что нарушение законодательства Российской Федерации обязательно должно быть установлено. Считаем необходимым пояснить данное требование.

Министерство финансов Российской Федерации считает, что выпуск и обращение векселя не может быть организовано по технологии эмиссионных ценных бумаг, так как вексель не может быть отнесен к эмиссионным ценным бумагам и, в частности, размещение векселей не может быть организовано публично.

Министерство финансов Российской Федерации считает также, что утверждение указаний по применению Положения о переводном и простом векселе не входит в компетенцию ФКЦБ России, определенную Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", Указом Президента Российской Федерации от 01.07.96 N 1009 и Указом Президента Российской Федерации от 04.11.94 N 2063.

Так, например, в соответствии с частью 15 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ФКЦБ России вправе разрабатывать методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации (соответствующая норма содержится также в Указе Президента Российской Федерации от 01.07.96 N 1009). Однако речь в данном случае идет о праве ФКЦБ России издавать методические рекомендации, а не нормативный акт, обязательный к применению участниками рынка ценных бумаг.

Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации считает, что принятием данного проекта ФКЦБ России превысит свои полномочия, определенные указанными нормативными актами.

По тексту проекта также имеются замечания. Так, например, в проекте делается некорректная попытка построения вексельной конструкции, основанной на вновь введенном понятии "вексельное обязательство", которое в соответствии с проектом может быть выдано векселедателем первому векселедержателю в отношении "двух или более самостоятельных вексельных обязательств".

Министерство финансов Российской Федерации считает некорректной и противоречащей существу Положения о переводном и простом векселе подмену существа векселя как безусловного денежного обязательства понятием "вексельное обязательство", заключающимся в некоем аналоге сертификата эмиссионной ценной бумаги, удостоверяющим права по нескольким эмиссионным ценным бумагам одного выпуска.

Отметим также, что в проекте фактически делается попытка построения системы выпуска, обращения и погашения векселей, параллельной действующей системе, основанной на нормах Положения о переводном и простом векселе, которого, по нашему мнению, вполне достаточно для регулирования всех существенных вопросов вексельного законодательства.

В связи с изложенными принципиальными замечаниями Министерство финансов Российской Федерации категорически возражает против принятия рассматриваемого проекта.

3. По проекту Постановления ФКЦБ России "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов ФКЦБ России".

Считаем, что п. 2 рассматриваемого проекта нуждается в уточнении в соответствии со следующими замечаниями:

- после слов "обязательства операторов вексельного, обращения" предлагаем дополнить данный пункт словами "в соответствии с договорами с"; при этом, слова "перед всеми" необходимо исключить;

- слова "настоящего Постановления" следует заменить словами "Федерального закона "О переводных и простых векселях" от 11 марта 1997 года".

4. По проекту Постановления ФКЦБ России "О внесении изменений в Постановление ФКЦБ России от 19 декабря 1996 г. N 22 "Об утверждении Временного положения о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг и Временного положения о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг".

1) Содержание пункта 1 рассматриваемого проекта считаем целесообразно изложить в следующей редакции:

"На должность контролера назначаются лица, имеющие квалификационный аттестат Минфина России на право совершения операций на рынке ценных бумаг I категории".

2) Пункт 2 проекта считаем необходимым изложить в следующей редакции:

"Исключить абзац десятый пункта 4.8 Временного положения о лицензировании брокерской и дилерской деятельности".

5. По проекту Постановления ФКЦБ России "О внесении изменений в Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 18 "Об изменениях и дополнениях порядка лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг" замечаний не имеется.

6. По проекту Постановления ФКЦБ России "Об утверждении Инструктивных указаний оператором вексельного обращения по применению Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие на территории Российской Федерации Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе", Стандарта операционных правил обращения простых векселей и Положения о сертификации операторов вексельного обращения".

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, в данном проекте предпринята попытка организации выпуска и обращения векселей по технологии эмиссионных ценных бумаг. Общая идея проекта аналогична смыслу постановления ФКЦБ России о бездокументарных векселях, вступившему в настоящее время в противоречие с Федеральным законом "О переводных и простых векселях" от 11.03.97 N 48-ФЗ.

7. По проекту Постановления ФКЦБ России "О внесении изменений во Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" Министерство финансов Российской Федерации не имеет замечаний.

8. По проекту Постановления ФКЦБ России "Об утверждении Временного положения об аттестации специалистов управляющих компаний и специальных депозитариев паевых инвестиционных фондов".

Пунктом 2 Постановления предусматривается утверждение ФКЦБ России "перечня уполномоченных организаций, имеющих право проведения квалификационных экзаменов". Однако, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" не предоставляет ФКЦБ России право утверждать перечень уполномоченных организаций, имеющих право проведения квалификационных экзаменов. В связи с изложенным, необходимо исключить данный пункт.

По тексту самого Временного положения сообщаем следующие предложения, основанные на определенном опыте по проведению аттестации специалистов, имеющемся у Министерства финансов Российской Федерации:

1) Раскрытие информации о вопросах и нормативных актах, знание которых необходимо для успешного прохождения квалификационных экзаменов и учебного пособия для подготовки к соответствующему квалификационному экзамену "через страницу ФКЦБ России в Интернет", по нашему мнению, недостаточно для обеспечения доступа к указанным данным всех заинтересованных лиц.

Министерство финансов Российской Федерации в подобных случаях публиковало необходимые сведения в специализированных печатных изданиях.

2) Представляется достаточно громоздкой и трудно выполнимой практически процедура уведомления организации - заявителя (п. 2.3 проекта) о допуске к очередному экзамену. Министерство финансов Российской Федерации в своей практике информировало претендентов на получение квалификационных аттестатов о дате и месте проведения очередного экзамена в момент получения заявления о допуске к экзамену.

Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с совещанием у первого заместителя Правительства Российской Федерации А.Б. Чубайса (протокол от 18 апреля 1997 г. N АЧ-П13-14пр) письмом от 08.05.97 N 5-1-05/01 в ФКЦБ России были представлены предложения, касающиеся внесения изменений и дополнений к нормативным актам ФКЦБ России, считающиеся несогласованными. В связи с изложенным настаиваем на рассмотрении указанных предложений в рамках согласования решений ФКЦБ России, предусмотренным протоколом совещания у первого заместителя Правительства Российской Федерации А.Б. Чубайса.

 

Заместитель Министра

финансов России

О.В.ВЬЮГИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018