| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 декабря 1997 г. N 22-02-09

 

Министерство финансов Российской Федерации направляет информацию и предложения по снижению ценового диспаритета между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также между продукцией агропромышленного и топливно-энергетического комплексов и сообщает.

Проведение экономических реформ сопровождалось существенными изменениями ценовых соотношений. Если сравнивать текущие соотношения цен с уровнями 1990 года, то окажется, что в наименьшей степени возросли закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию (индекс цен реализации 1996 года по отношению к 1990 году составил 1750 раз), а в наибольшей степени - цены на энергоресурсы и железнодорожный транспорт (средние цены для промышленных потребителей в 1996 году были выше средних цен 1990 года по электроэнергии - в 13470 раз, по газу - в 12385 раз, по дизельному топливу - в 20455 раз) (по данным Госкомстата России). Такое резкое изменение пропорций имеет две основные причины:

1. Приближение структуры цен к соотношениям цен мирового рынка в результате либерализации внешней торговли. Существовавший до начала реформ разрыв во внутренних и мировых ценах отражал весьма низкий уровень эффективности сельского хозяйства в России.

2. Постепенное уменьшение масштабов бюджетного дотирования цен на сельскохозяйственную продукцию (если учесть сокращение дотаций, то реальное удорожание сельскохозяйственной продукции для потребителей окажется значительно больше номинального, и соответственно меньше будет разрыв в индексах удорожания).

Каковы бы ни были причины изменения относительных цен, они повлекли ухудшение финансового положения аграрного сектора, что в свою очередь вызвало спад в спросе последнего на сельскохозяйственную технику, удобрения, горючее и т.п. Все это не могло не сказаться в конечном итоге на объемах производства. Однако, несмотря на относительное удешевление своей продукции, спад в сельском хозяйстве имел меньшие размеры, чем в экономике в целом (составив в 1996 г. 38% от уровня 1990 г., при 52% в промышленности и 41% для ВВП в целом).

В последние годы ценовые соотношения сравнительно стабилизировались. Как показывают данные, приведенные в таблице, за два последних года рост цен в сельском хозяйстве был ниже, чем в промышленности, но выше, чем в других секторах.

 

ИНДЕКСЫ ЦЕН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

┌───────────────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┐

                       │ 1995 г. к    1996 г. к  │ 1996 г. к  

                       │ 1994 г.      1995 г.    │ 1994 г.    

├───────────────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┤

│Промышленность             3.4          1.5          5.1    

                                                             

│Сельское хозяйство         3.3          1.4          4.6    

                                                            

│Капитальное                                                 

│строительство              2.7          1.7          4.6    

                                                            

│Грузовой транспорт         3.2          1.2          3.8    

                                                            

│Индекс                                                     

│потребительских цен        2.9          1.5          4.3    

└───────────────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┘

 

За последний год (с октября 1996 г. по октябрь 1997 г.) цены на продукцию животноводства выросли на 15,1%. В то же время рост цен производителей на промышленную продукцию составил за этот период 9,0%, цен на приобретаемые промышленностью материально - технические ресурсы - 7,7%, цен в капитальном строительстве - 13,6%, тарифов на грузоперевозки - 2,4%, а потребительских цен - 12,9%. Таким образом, сложившиеся в первые годы после начала реформ ценовые соотношения сохраняются в последнее время в целом на стабильном уровне, а частично даже изменяются в пользу аграрного сектора.

Хотя в последние годы поддержка сельского хозяйства снижалась, ее размеры остаются значительными.

В 1997 году на оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей предусмотрено выделить 25,1 трлн. рублей, включая 16,1 трлн. рублей прямых бюджетных ассигнований, из них на компенсации и дотации сельхозтоваропроизводителям - 4,6 трлн. рублей.

В целом по состоянию на 20.11.97 выделено 7,3 трлн. рублей бюджетных ассигнований или 44% годовых назначений.

В настоящее время в рамках реструктуризации отраслей - естественных монополий параллельно происходит два процесса. С одной стороны, по ряду основных топливно-энергетических ресурсов (включая газ и электроэнергию) номинальные цены стабилизировались, что обеспечило их относительное удешевление.

С другой стороны, важным элементом программы структурных реформ является поэтапная ликвидация перекрестного ценового субсидирования, одобренная Указом Президента Российской Федерации N 426 от 28 апреля 1997 г. "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". Указ Президента Российской Федерации N 1175 от 7 ноября 1997 г. предписывает правительству подготовить и утвердить программу поэтапной отмены тарифов на электрическую и тепловую энергию для организаций агропромышленного комплекса на период до 2000 года.

В этих условиях изменение соотношения цен в пользу сельского хозяйства возможно осуществить за счет следующих факторов:

1. Проводимая реструктуризация в отраслях ТЭК и на железнодорожном транспорте, включающая развитие механизмов конкуренции и усиление государственного контроля в четко выделенных сферах действия естественных монополий, должны привести к существенному реальному удешевлению основных энергоресурсов и грузовых перевозок для производственных потребителей.

2. Перекрестное субсидирование через цены сельскохозяйственных и других "льготных" потребителей в соответствии с Указом N 1175 от 7 ноября 1997 г. должно быть поэтапно ликвидировано. Однако необходимо ограничить размеры связанного с этим удорожания энергии для аграрного сектора. Так, по оценкам РАО ЕЭС полная компенсация затрат на производство и распределение электроэнергии для сельскохозяйственных потребителей с учетом используемых здесь сетей низкого напряжения должна вдвое превышать средние цены для промышленных потребителей. Такой полный учет субсидий требовал бы повышения цен для сельского хозяйства примерно в 3 раза. В этих условиях следует ставить задачу доведения к 2000 году цен для сельского хозяйства только до уровня цен производства. По состоянию на середину текущего года это требовало бы удорожания электроэнергии для агросектора в пределах 40%. Однако фактически необходимое удорожание окажется существенно меньшим за счет ожидаемого относительного удешевления топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, удорожание будет в значительной степени компенсировано удешевлением остальной приобретаемой продукции в результате удешевления энергии для других потребителей.

 

Заместитель Министра

О.В.ВЬЮГИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018