| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок уменьшения доходов частнопрактикующих нотариусов в целях исчисления НДФЛ на расходы в виде сумм тарифов за совершение нотариальных действий, не взысканных нотариусами с лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины, действовавший до 1 января 2005 г. Учитываются ли неполученные доходы от совершения нотариальных действий в отношении льготных категорий налогоплательщиков при налогообложении доходов частных нотариусов с 1 января 2005 г.?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 марта 2005 г. N 03-05-01-03/21

 

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письма МНС России и ФНС России по вопросу налогообложения доходов частнопрактикующих нотариусов и сообщает.

1. Подпунктом "а" п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" было установлено, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивался на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов), выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных ч.4 ст.22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Исходя из указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, а также сложившейся на его основе судебной практики, включая позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики за II квартал 2004 г., а также аналогичной позиции органов прокуратуры считаем необходимым в отношении налогообложения доходов частнопрактикующих нотариусов до 1 января 2005 г. руководствоваться данным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации.

При этом сумма не полученных нотариусом тарифов, включаемых в состав его расходов, должна быть документально подтверждена налогоплательщиком. В этих целях может использоваться выписка из Реестра для регистрации нотариальных действий, ведущегося по форме, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99, в графе 6 которой "Взыскано государственной пошлины (по тарифу) или отметка об освобождении от госпошлины (тарифа)" отражается сумма льгот по уплате госпошлины (тарифа), либо проставление в нотариальных документах, выдаваемых юридическим и физическим лицам, записи "от уплаты госпошлины освобожден" со ссылкой на основание освобождения и указанием суммы невзысканной госпошлины, а также копии документов, подтверждающих право клиентов на получение льгот.

2. Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ отменено действие пп."а" п.3 вышеупомянутого Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4463-1.

В связи с этим с 1 января 2005 г. вопрос о налогообложении доходов нотариусов и компенсации понесенных ими затрат в связи с совершением нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков необходимо рассматривать исходя из следующего.

В соответствии с действующим законодательством о нотариате за совершение нотариальных действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф по ставкам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В части нотариальных действий, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, размеры нотариального тарифа установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.

Сборы за совершение нотариальных действий устанавливаются в рамках публично-правовых отношений, предусматривающих, в частности, государственное регулирование ценообразования в нотариальной сфере. Размер тарифов, обеспечивающих финансирование деятельности нотариата, в том числе возмещение расходов частнопрактикующих нотариусов, уплату ими налогов и других обязательных платежей, устанавливается исходя из принципа, в соответствии с которым нотариальные действия, с низкой стоимостью либо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов, "субсидируются" за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью.

То, что для определенной категории налогоплательщиков нотариальные действия совершаются на льготных условиях, учитывалось государством при определении размеров нотариальных тарифов. То есть предусмотренные законодательством льготы по уплате нотариальных тарифов компенсируются государством при установлении размеров этих тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков, или за иные нотариальные действия.

Таким образом, получение нотариусом вознаграждения за совершение нотариальных действий в отношении льготных категорий плательщиков обеспечивается за счет тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков или за иные нотариальные действия.

Кроме того, при определении налоговой базы частнопрактикующих нотариусов в составе их профессиональных налоговых вычетов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа).

С учетом вышеизложенного постановку вопроса о какой-либо дополнительной компенсации неполученных доходов от совершения нотариальных действий в отношении льготных категорий налогоплательщиков, в том числе их включение в состав профессиональных налоговых вычетов, не предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, считаем необоснованной.

Одновременно обращаем внимание на то, что нотариус не вправе отказаться от совершения нотариальных действий, предусмотренных законом, в том числе на льготных условиях, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии со ст.12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате неоднократное нарушение нотариусом законодательства может служить основанием для лишения его по суду права ведения нотариальной деятельности.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

18.03.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024