| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Организация просит разъяснить следующие вопросы.

1. Налоговый орган вынес решение об обращении взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика по истечении срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Пунктом 3 ст. 46 НК РФ установлен срок принудительного взыскания за счет денежных средств налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Пункт 7 указанной статьи предусматривает, что при недостаточности или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа.

Срок для вынесения такого решения Кодексом не установлен.

Полагаем, что это не означает возможности применения бессрочного взыскания, поскольку имеет место лишь изменение способа исполнения решения о взыскании налогов в бесспорном порядке, а п. 3 ст. 46 НК РФ установлен общий пресекательный срок для применения налоговым органом бесспорного порядка взыскания суммы недоимки.

Обязаны ли налоговые органы принимать решения о принудительном взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика в пределах срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ?

2. Налоговый орган начисляет пени по налогу на прибыль и единому социальному налогу по итогам работы налогоплательщика за квартал, то есть на авансовые платежи.

Полагаем, что данные действия противоречат НК РФ.

Понятия "налоговый период" и "отчетный период" имеют разное юридическое значение.

Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.

Статьей 54 НК РФ определено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

В ст. 55 НК РФ указано, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Отчетный период является частью налогового периода. По его итогам уплачиваются авансовые платежи, а не налог.

Законодатель отделил понятие авансовых платежей, уплачиваемых по итогам отчетных периодов, от налогов, уплачиваемых по итогам налогового периода, и ввел для них разные понятия.

По налогу на прибыль (ст. 285 НК РФ) и ЕСН (ст. 240 НК РФ) налоговым периодом признается календарный год.

Налоговый период по данным налогам включает в себя три отчетных периода - первый квартал, полугодие, девять месяцев. По итогам данных периодов предусмотрена уплата авансовых платежей. Эти платежи не являются налогом, поскольку налоги уплачиваются с налоговой базы, исчисленной по итогам налогового, а не отчетного периода.

Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Таким образом, обязывая налогоплательщиков уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль и единому социальному налогу по итогам отчетных периодов в пределах налоговых периодов, НК РФ не предусматривает права налоговых органов начислять пени за просрочку уплаты авансовых платежей.

Правомерно ли начисление и взыскание пени по авансовым платежам по налогу на прибыль и единому социальному налогу?

3. Включаются ли пени, полученные организацией от должников за несвоевременное исполнение обязательств по договорам оказания услуг, в налоговую базу по НДС?

Пени не являются выручкой от реализации работ, услуг и, согласно п. 3 ст. 250 НК РФ, относятся к внереализационным доходам. Сумма пени не увеличивает стоимость оказанных услуг, а компенсирует реальные убытки организации (в том числе оплату пени, начисленной налоговой инспекцией за несвоевременную уплату налогов).

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 марта 2005 г. N 03-02-07/1-72

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее.

1. Согласно п. 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банке.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 Кодекса).

Кодексом не установлен срок для принятия решения об обращении взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банках или отсутствии информации о таких счетах.

Пунктом 6 Порядка направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банке, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159, налоговым органам предписано принимать решения о взыскании не позднее 30 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговым органом принимается решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика в 30-дневный срок с даты направления инкассового поручения в банк.

Таким образом, налоговым органам рекомендовано принимать решения о принудительном взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика в пределах срока, установленного п. 3 ст. 46 Кодекса.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 Кодекса (п. 7 ст. 46 Кодекса).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей (п. 1 ст. 47 Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 13 Закона исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.

2. Согласно ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 Кодекса).

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 54 Кодекса).

Пунктом 1 ст. 55 Кодекса установлено, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Пеней признается установленная ст. 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 Кодекса. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (ст. 285 Кодекса).

В силу ст. 286 Кодекса налогоплательщики обязаны исчислить и уплатить авансовые платежи по итогам отчетного периода в сроки, предусмотренные ст. ст. 287 и 288 Кодекса.

Налоговая база по единому социальному налогу организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 Кодекса).

Пунктом 3 ст. 243 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков в течение отчетного периода производить исчисление и уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу в установленные названной статьей сроки.

В п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что в соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового, а в случаях, установленных законом, - отчетного периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. Пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 - 54 Кодекса.

3. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Суммы санкций, полученные организациями за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров на оказание услуг, в целях применения налога на добавленную стоимость следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой указанных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, указанные денежные средства включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

24.03.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024