| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Обязан ли Банк, как налоговый агент, исчислять и удерживать налог на доходы физических лиц при приобретении у физического лица, не являющегося согласно ст. 11 НК РФ налоговым резидентом Российской Федерации, ценных бумаг по договору купли-продажи без заключения договоров на брокерское обслуживание, договоров доверительного управления ценными бумагами, договоров комиссии, поручения и иных договоров? Следует ли при этом учитывать положения соглашения об избежании двойного налогообложения при его наличии между Российской Федерацией и страной, резидентом которой является физическое лицо?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 апреля 2005 г. N 03-05-01-04/113

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо акционерного банка (далее - Банк) по вопросу исчисления и удержания налога на доходы физических лиц с дохода, полученного при реализации ценных бумаг, и сообщает следующее.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по исчислению и уплате налога лежит либо на налогоплательщике, либо на налоговом агенте. В случае, когда обязанности по исчислению и уплате налога не возложены на налогоплательщика, такие обязанности несет организация, в результате отношений с которой налогоплательщик получает доходы, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

В ст. 214.1 Кодекса предусмотрено, что при совершении операций по доверительному управлению, операций по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика лица, совершающие такие операции, признаются налоговыми агентами.

Однако, если операции с ценными бумагами осуществляются между организациями и физическими лицами, случаи, когда такие организации признаются налоговыми агентами, не ограничиваются только вышеупомянутыми операциями по доверительному управлению и т.д.

Самостоятельная уплата налогоплательщиком налога предусматривает, в соответствии со ст. ст. 80 и 83 Кодекса, подачу налоговой декларации в налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту жительства.

Таким образом, физические лица, не имеющие места жительства в Российской Федерации и, соответственно, не подлежащие постановке на учет в налоговом органе, не могут самостоятельно уплачивать налог.

В таких случаях организации, производящие выплаты физическим лицам, являются налоговыми агентами и обязаны в установленном порядке исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать сумму налога на доходы физических лиц.

Исходя из изложенного, в отношении физических лиц, не имеющих места жительства на территории Российской Федерации и, соответственно, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации, Банк во всех случаях является налоговым агентом и должен исчислять и удерживать налог с выплачиваемых Банком доходов.

Если же физические лица, имеющие место жительства на территории Российской Федерации, самостоятельно осуществляют операции купли-продажи ценных бумаг, относящихся к имуществу этих физических лиц, принадлежащих им на праве собственности, они обязаны на основании пп. 2 п. 1 ст. 228 Кодекса исчислить и уплатить налог в соответствии с данной статьей.

При наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и страной, резидентом которой является физическое лицо, его положения должны учитываться при расчете и уплате налога.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

29.04.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024