| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Коммерческий банк просит пояснить порядок налогообложения доходов физического лица по операциям купли-продажи ценных бумаг (акций) через банк по договору на брокерское обслуживание. Ценные бумаги находятся во владении физического лица более трех лет, но расходы по их приобретению не могут быть подтверждены документально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг). При продаже этих ценных бумаг банк, в соответствии с договором на брокерское обслуживание, удерживает с физического лица комиссию.

Вправе ли банк, как налоговый агент, при расчете налоговой базы по налогу на доходы физического лица предоставить физическому лицу имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ?

Если нет, то в какой момент у банка возникает обязанность по удержанию и перечислению налога на доходы физического лица, если денежные средства от продажи остаются до конца календарного года на счете по учету средств клиента по брокерским операциям (балансовый счет 30601): в день совершения операции по продаже ценных бумаг или по окончании налогового периода?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 мая 2005 г. N 03-05-01-04/120

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо коммерческого банка по вопросу предоставления имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг и сообщает следующее.

Пунктом 3 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены два метода определения доходов от операций купли-продажи ценных бумаг:

- как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком;

- либо как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи, в порядке, предусмотренном указанным пунктом ст. 214.1 Кодекса.

При этом в данном пункте указывается, что налогоплательщик при продаже ценных бумаг может воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса, в случае если расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально.

То есть имущественные налоговые вычеты предоставляются, если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг хотя и были произведены, но по тем или иным причинам не могут быть подтверждены документально (отсутствуют расчетные и иные документы, подтверждающие оплату ценных бумаг и услуг, связанных с их приобретением, реализацией и хранением).

Таким образом, чтобы воспользоваться имущественным налоговым вычетом при отсутствии платежных документов, у налогоплательщика должны быть документы (контракты, договоры и т.д.), подтверждающие возмездный характер приобретения ценных бумаг, поскольку они могли быть получены бесплатно (например, при распределении дополнительных акций среди акционеров в случае увеличения уставного капитала акционерного общества за счет его имущества).

При отсутствии платежных документов, подтверждающих фактическую оплату стоимости приобретенных ценных бумаг, но при наличии документов, подтверждающих приобретение ценных бумаг на возмездной основе (контракты, договоры и т.п.), налоговым агентом может быть предоставлен налогоплательщику имущественный налоговый вычет.

В случае если документы, подтверждающие возмездный характер приобретения ценных бумаг, отсутствуют, доходы налогоплательщика от продажи ценных бумаг могут быть уменьшены на суммы фактически подтвержденных расходов. При этом имущественный налоговый вычет не предоставляется.

Из п. 2 ст. 226 Кодекса следует, что исчисление сумм и уплата налога налоговыми агентами по операциям с ценными бумагами производятся в соответствии со ст. 214.1 Кодекса.

Абзацем 1 п. 8 ст. 214.1 Кодекса установлено, что расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода. При этом в абз. 5 указанного пункта предусмотрено, что налог подлежит уплате в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств.

Иных сроков уплаты налога налоговыми агентами в ст. 214.1 Кодекса не установлено.

Таким образом, банк, выступающий брокером по договорам с физическими лицами и, соответственно, являющийся в таких отношениях налоговым агентом, должен производить расчет и уплату налога на доходы физических лиц по окончании налогового периода (при условии, если он не выплачивает денежные средства клиенту до истечения налогового периода), но не позднее одного месяца с даты его окончания.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

11.05.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024