| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Адвокатское бюро просит в порядке, предусмотренном ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), разъяснить следующие вопросы, возникающие в работе организации.

1. Существует ли обязанность у адвоката, осуществляющего свою деятельность в адвокатском бюро и имеющего ИНН, присвоенный ему ранее (до полученная статуса адвоката), вставать на налоговый учет по месту жительства самостоятельно? Какова ответственность у адвоката, осуществляющего свою деятельность в адвокатском бюро, за непостановку на налоговый учет по месту жительства?

2. Возникает ли обязанность у адвокатского бюро, оказывающего услуги своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (п. 5 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ)?

3. В связи с использованием услуг частных нотариусов возникают следующие вопросы:

- обязаны ли частные нотариусы представлять бюро счета-фактуры (п. 5 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ), как субъекты обложения налогом на добавленную стоимость (абз. 4 п. 2 ст. 11, абз. 3 ст. 143 НК РФ), реализация услуг которых не подлежит налогообложению (освобождена от налогообложения) в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ (в случае применения ими общей системы налогообложения);

- возникает ли обязанность у бюро предоставлять в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 230 НК РФ, сведения о доходах частных нотариусов, полученных от организации (учитывая положения абз. 4 п. 2 ст. 11, абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ и тот факт, что частные нотариусы не подлежат регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в качестве индивидуальных предпринимателей)?

4. Согласно п. 6 ст. 244 НК РФ исчисление и уплата единого социального налога с доходов адвокатов осуществляются бюро в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ. Означает ли эта формулировка обязанность подачи расчета по авансовым платежам за адвокатов? Если да, то составляется ли такой расчет за каждого адвоката в отдельности?

5. В целях применения права адвоката на профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ) к какой категории относятся адвокаты: к налогоплательщикам, поименованным в п. 1 ст. 221 НК (то есть, согласно пп. 2 п. 1 ст. 227, лицам, занимающимся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой), или же к налогоплательщикам, поименованным в п. 2 ст. 221 (то есть получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера)?

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налог на доходы физических лиц с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается, в частности, адвокатскими бюро, именуемыми в гл. 23 НК РФ налоговыми агентами. Согласно п. 2 той же статьи исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых применяются положения ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ). В абз. 11 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение: источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход. Однако вознаграждение адвокату выплачивается доверителем и лишь подлежит обязательному внесению в кассу либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования (п. 6 ст. 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Таким образом, источником выплаты доходов адвокату является доверитель, а не адвокатское образование, который и должен являться налоговым агентом в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ (либо адвокат производит исчисление и уплату налога самостоятельно в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ). Правомерна ли такая трактовка положений НК РФ?

6. Каков порядок амортизации амортизируемого имущества (компьютера), приобретенного за счет средств целевых поступлений, но используемого некоммерческой организацией для осуществления как некоммерческой, так и коммерческой деятельности?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 мая 2005 г. N 03-05-01-04/128

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вступил в действие с 01.01.2004) внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части постановки на учет адвокатов.

Согласно п. 6 ст. 83 Кодекса постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Кодекса.

Советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 3-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката (п. 2 ст. 85 Кодекса).

Вышеуказанные сведения предусмотрены разд. IV ч. I Перечня сведений, включаемых в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Указанный Перечень приведен в Приложении к Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110.

Кодексом не предусмотрена обязанность адвокатов подавать заявление о постановке на учет в налоговых органах.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность (ст. 106 Кодекса). В соответствии с п. 2 ст. 109 Кодекса при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения это лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Адвокат не может быть привлечен к ответственности за неисполнение адвокатской палатой, членом которой он является, возложенной на нее обязанности сообщить в налоговый орган сведения об этом адвокате.

2 - 3. Согласно п. 3 ст. 169 Кодекса при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 Кодекса, налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. При этом п. 4 ст. 169 Кодекса установлены операции, при осуществлении которых счета-фактуры не составляются. Услуги адвокатских бюро и нотариусов в данном пункте не поименованы.

Таким образом, адвокатские бюро и нотариусы при осуществлении операций как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению этим налогом, обязаны выставлять счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж. При этом следует отметить, что на основании п. 7 ст. 168 Кодекса в случае осуществления адвокатами, учредившими адвокатские бюро, и нотариусами наличных денежных расчетов за услуги, оказываемые непосредственно населению, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной, если покупателям услуг выданы кассовые чеки.

При рассмотрении вопроса о подаче сведений в налоговый орган о доходах частных нотариусов, полученных ими от организаций, следует иметь в виду следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет исчисленную сумму налога. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога, в соответствии со ст. 226 Кодекса, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 Кодекса частные нотариусы, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм полученных ими доходов.

Таким образом, поскольку положениями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами.

Учитывая, что требования ст. 230 Кодекса, касающиеся ведения учета доходов и представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.

4. В соответствии с п. 6 ст. 244 Кодекса исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном ст. 243 Кодекса, без применения налогового вычета.

Пунктом 3 ст. 243 Кодекса, в частности, предусматривается, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России.

Таким образом, адвокатское бюро представляет расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу в целом с доходов адвокатов, полученных ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

5. В соответствии со ст. 11 Кодекса для целей налогообложения в качестве индивидуальных предпринимателей рассматриваются адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, для целей налогообложения Кодексом не отнесены к таковым и, следовательно, не рассматриваются в качестве индивидуальных предпринимателей.

Налогообложение налогом на доходы физических лиц доходов адвокатов, работающих в адвокатских бюро, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 226 Кодекса. То есть налог на доходы физических лиц с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. При этом адвокатское бюро является налоговым агентом.

При исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 Кодекса профессиональные налоговые вычеты адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность в адвокатском бюро, предоставляются в соответствии с п. 2 ст. 221 Кодекса.

6. Статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в первичных учетных документах для принятия к учету.

По вопросу начисления амортизации по объектам основных средств некоммерческих организаций независимо от того, в каких целях они используются, следует руководствоваться п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

13.05.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024