| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: 1. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль средства, безвозмездно полученные коллегией адвокатов от других юридических лиц?

2. Подлежат ли исключению из налоговой базы по НДФЛ (адвокатов - членов коллегии адвокатов) суммы отчислений на содержание адвокатского объединения и отчислений на общие нужды адвокатской палаты?

Обязательность таких отчислений адвоката на содержание коллегии и палаты установлена пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июня 2005 г. N 03-03-01-04/4-69

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по отдельным вопросам применения налогового законодательства и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса, являются внереализационными доходами и учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пунктом 2 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

К указанным целевым поступлениям относятся также отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро.

Кроме того, целевыми поступлениями в целях ст. 251 Кодекса признаются также средства и имущество, закрытый перечень которых приведен в п. 2 ст. 251 Кодекса.

Из приведенных положений Кодекса следует, что коллегия адвокатов, являясь в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" основанной на членстве адвокатов некоммерческой организацией, вправе не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций поступления от юридических лиц только в том случае, если такие поступления по существу соответствуют перечисленным в п. 2 ст. 251 Кодекса видам поступлений либо могут быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Во всех остальных случаях поступления в пользу коллегии адвокатов учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов.

2. В соответствии с п. 1 ст. 221 гл. 23 Кодекса адвокаты имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".

Таким образом, если в соответствии с гл. 25 Кодекса указанные в рассматриваемом письме расходы адвокатов на содержание адвокатского объединения принимаются к вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, они также принимаются к вычету при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 Кодекса взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат обязан отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующих адвокатских образований: адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро. Таким образом, отчисления адвокатов указанным адвокатским образованиям, являющимся некоммерческими организациями согласно Федеральному закону от 31.05.2002 N 63-ФЗ, являются обязательными, законодательно предусмотренными платежами.

Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться пп. 29 п. 1 ст. 264 Кодекса и исходить из того, что в целях налогообложения прибыли обязательные отчисления некоммерческим организациям учитываются в составе расходов налогоплательщиков.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

01.06.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018