| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ГУП в течение 2004 г. производило уплату ряда налогов (налог на рекламу, налог на имущество, налог на доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) путем зачета излишне уплаченного в тот же бюджет налога на прибыль. Для этого в срок, установленный законодательством для уплаты соответствующего налога, ГУП каждый раз направляло в налоговый орган заявление в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

В лицевой карточке налогоплательщика уплата налогов отражена после принятия решения о зачете, а за период со дня подачи заявления и по день принятия решения о зачете отражена недоимка и начислены пени. При этом факт переплаты налога на прибыль в федеральный и московский бюджеты подтверждается актами сверки на 01.06.2004 и 28.10.2004 и налоговым органом не оспаривается.

По нашему мнению, несмотря на то что в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов, начисление пеней в данном случае является незаконным.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.07.2002 N 202-0, пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок. В условиях, когда у ГУП имеется переплата в бюджет, многократно превышающая текущее обязательство по уплате налогов, недополучения налоговых сумм бюджетом не происходит, и, следовательно, отсутствуют основания для начисления пени.

Аналогичная позиция содержится в целом ряде постановлений федеральных арбитражных судов: Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 08.08.2003 N ФОЗ-А16/03-2/1759, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 08.09.2003 N А29-1435/2003А, Постановлении ФАС Уральского округа от 13.11.2003 N Ф09-3820/03-АК.

Вправе ли налоговый орган при наличии переплаты в бюджет по одному налогу начислить пени на сумму другого налога в тот же бюджет за период между сроком, установленным законодательством для уплаты налога (в котором подано заявление налогоплательщика о зачете излишне уплаченного налога), и днем принятия налоговым органом решения о зачете?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 июня 2005 г. N 03-02-07/1-143

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о начислении пени и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более позднее по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 04.07.2002 N 202-О отметил, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В соответствии с п. 4 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

В случае если у налогоплательщика имеется переплата по одному налогу и недоимка по другому налогу, то в соответствии с п. 5 ст. 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Заявление о зачете сумм излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган до наступления установленного законодательства о налогах и сборах срока уплаты налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Пунктом 2 ст. 45 установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной, в частности, после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Кодексом не предусмотрено освобождение от начисления пеней по одному налогу, который несвоевременно уплачен в бюджет, при наличии излишне уплаченной суммы по другому налогу, в том числе и в случае их зачисления в один и тот же бюджет.

Из указанных в письме постановлений федеральных арбитражных судов следует, что предметом их рассмотрения были вопросы, отличные от поставленного вопроса. Так, например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа по делу N Ф09-3820/03-АК рассматривал вопрос о признании налога уплаченным в случае неправильного указания в платежном поручении об уплате налога кода бюджетной классификации.

Учитывая изложенное, считаем правомерным начисление пеней за несвоевременную уплату налогов (налога на рекламу, налога на имущество организации, налога на доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) начиная со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты налога, до дня вынесения налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

14.06.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018