| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) просит дать разъяснения по применению ст. 213.1 "Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами" НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 213.1 НК РФ НПФ должны удерживать налог на доходы физических лиц с сумм пенсий, выплачиваемых фондом физическим лицам. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ п. 2 ст. 213.1 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Что в данном случае следует понимать под "правоотношениями": гражданско-правовые отношения по негосударственному пенсионному обеспечению или отношения по уплате налога с суммы пенсий, выплачиваемых НПФ физическому лицу?

Кроме того, налогоплательщики - участники НПФ высказывают возражения по поводу налогообложения пенсий, выплачиваемых фондом начиная с 1 января 2005 г., если суммы взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения поступали в НПФ до 2005 г. Основанием для таких возражений является тот факт, что до 2005 г. суммы взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями в пользу своих работников, учитывались ранее при обложении НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ в прежней редакции. Налогоплательщики считают это двойным налогообложением одних и тех же сумм доходов, хотя формально и носящих разное название: пенсионные взносы и пенсии.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить порядок определения налогооблагаемой базы при выплате пенсий, ибо сумма пенсии складывается из двух величин, а именно: пенсионные взносы плюс начисленный на взносы инвестиционный доход. Следует ли из положений ст. 213.1 НК РФ во взаимосвязи п. п. 1 и 2 названной статьи, что при определении налогооблагаемой базы при выплате пенсии из ее величины вычитается размер внесенных взносов и фактически налогооблагаемой базой является инвестиционный доход? Или же п. п. 1 и 2 ст. 213.1 не взаимосвязаны и адресованы соответственно: п. 1 - вносителям пенсионных взносов, а п. 2 - налоговым агентам (НПФ, в частности) и положения п. 1 неприменимы фондами при определении налогооблагаемой базы при выплате пенсий?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 июня 2005 г. N 03-05-01-04/191

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет следующее.

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена ст. 213.1 "Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами".

В соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона п. 2 ст. 213.1 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Кодекса действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию налога, то есть на налоговые правоотношения. Из этого следует, что норма п. 2 ст. 213.1 Кодекса применяется к налоговым отношениям, возникшим с 1 января 2005 г.

Таким образом, с 1 января 2005 г. суммы выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами пенсий подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13% независимо от даты возникновения гражданско-правовых отношений по негосударственному пенсионному обеспечению.

В противном случае в один и тот же налоговый период доходы в виде негосударственных пенсий у одних налогоплательщиков подлежали бы налогообложению, а у других нет, что не допускается Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 213.1 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

То есть с 1 января 2005 г. суммы указанных пенсионных взносов не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц без учета существовавшего до этой даты ограничения необлагаемой суммы взносов в размере 5 тыс. руб.

При этом, как и в рассмотренном выше случае, дата возникновения гражданско-правовых отношений по негосударственному пенсионному обеспечению значения не имеет и пенсионные взносы, уплачиваемые работодателями после 1 января 2005 г. по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным до 1 января 2005 г., при определении налоговой базы не учитываются без ограничения их размеров.

Какой-либо взаимосвязи между п. п. 1 и 2 ст. 213.1 Кодекса не имеется.

Пункты 1 и 2 рассматриваемой статьи Кодекса регулируют налогообложение разных по своему содержанию платежей. Ни экономически, ни юридически страховые взносы и выплачиваемые суммы пенсий не являются однородными платежами и не могут рассматриваться в качестве "одних и тех же сумм доходов". Соответственно, двойного налогообложения одних и тех же доходов не возникает.

Что касается вычета при определении налоговой базы сумм взносов по негосударственному пенсионному обеспечению, то такая возможность предусмотрена в абз. 4 п. 2 ст. 213.1 Кодекса только для случаев получения физическим лицом выкупных сумм при досрочном расторжении указанных договоров при условии, что суммы взносов вносились самим физическим лицом в свою пользу.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

14.06.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018