| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В связи с изменением с 1 января 2005 г. порядка налогообложения негосударственных пенсий, вызванным принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ", негосударственный пенсионный фонд (НПФ) просит разъяснить следующее.

1. Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ гл. 23 НК РФ дополнена ст. 213.1, в соответствии с которой при определении налоговой базы учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

С какой даты негосударственные пенсионные фонды должны удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц с негосударственных пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами?

До принятия Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ НК РФ устанавливал, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитывались пенсионные взносы, перечисляемые вкладчиком-работодателем в пользу своих работников по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Пенсионные взносы, перечисленные вкладчиком - юридическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения, формируют негосударственную пенсию, являются источником средств, из которых выплачивается негосударственная пенсия лицам, получившим на нее право (участникам фонда).

Таким образом, если при перечислении вкладчиком - юридическим лицом пенсионных взносов в фонд НДФЛ удерживался и уплачивался в соответствии с требованиями НК РФ, а с 2005 г. в соответствии с требованиями НК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ удерживается и уплачивается НДФЛ с негосударственных пенсий, возникает двойное налогообложение одних и тех же средств.

2. В соответствии со ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

В то же время физические лица заключают договоры негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своих близких родственников: родителей, детей, супругов и т.д. Пунктом 5 ст. 208 НК РФ установлено, что в целях гл. 23 НК РФ доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

Таким образом, негосударственные пенсии, получаемые близкими родственниками вкладчика - физического лица, заключившего в их пользу договор негосударственного пенсионного обеспечения, не должны облагаться налогом на доходы физических лиц.

Правомерна ли позиция, что НПФ, выплачивая негосударственные пенсии близким родственникам лица, заключившего в их пользу договор негосударственного пенсионного обеспечения, не должны удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц?

3. Распространяются ли стандартные налоговые вычеты в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ на лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 - 1990 гг.?

4. Статьей 218 НК РФ предусмотрены налоговые вычеты, на которые налогоплательщики - получатели негосударственных пенсий имеют право. Негосударственные пенсионные фонды как налоговые агенты обязаны предоставить данные налоговые вычеты налогоплательщикам при получении от них заявлений, а также подтверждающих документов.

Сколько раз должны подаваться в НПФ заявление налогоплательщика на предоставление налоговых вычетов и документы, подтверждающие права налогоплательщика на предоставление налоговых вычетов (один раз либо один раз в налоговый период)?

5. В соответствии с Пенсионными Правилами НПФ, а также условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения в случае смерти вкладчика - физического лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения в свою пользу, все права и обязанности переходят в порядке правопреемства его правопреемнику. Таким образом, правопреемник становится вкладчиком - физическим лицом, заключившим договор в свою пользу.

Возникает ли налогообложение негосударственных пенсий, выплачиваемых правопреемнику умершего лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения в свою пользу, если правопреемник получает все права вкладчика по этому договору?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 июня 2005 г. N 03-05-01-04/202

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена ст. 213.1 "Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами".

В соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона п. 2 ст. 213.1 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Кодекса действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию налога, то есть на налоговые правоотношения. Из этого следует, что норма п. 2 ст. 213.1 Кодекса применяется к налоговым отношениям, возникшим с 1 января 2005 г.

Таким образом, с 1 января 2005 г. суммы выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами пенсий подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13% независимо от даты возникновения гражданско-правовых отношений по негосударственному пенсионному обеспечению.

В противном случае в один и тот же налоговый период доходы в виде негосударственных пенсий у одних налогоплательщиков подлежали бы налогообложению, а у других нет, что не допускается Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 213.1 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

То есть с 1 января 2005 г. суммы указанных пенсионных взносов не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц без учета существовавшего до этой даты ограничения необлагаемой суммы взносов в размере 5 тыс. руб.

При этом, как и в рассмотренном выше случае, дата возникновения гражданско-правовых отношений по негосударственному пенсионному обеспечению значения не имеет, и пенсионные взносы, уплачиваемые работодателями после 1 января 2005 г. по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным до 1 января 2005 г., при определении налоговой базы не учитываются без ограничения их размеров.

Какой-либо взаимосвязи между п. п. 1 и 2 ст. 213.1 Кодекса не имеется.

Пункты 1 и 2 рассматриваемой статьи Кодекса регулируют налогообложение разных по своему содержанию платежей. Ни экономически, ни юридически страховые взносы и выплачиваемые суммы пенсий не являются однородными платежами и не могут рассматриваться в качестве "одних и тех же сумм доходов". Соответственно, двойного налогообложения одних и тех же доходов не возникает.

2. В соответствии с п. 1 ст. 213.1 Кодекса при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются, в частности, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При этом суммы негосударственных пенсий, выплачиваемых таким лицам, подлежат налогообложению на общих основаниях в соответствии со ст. 213.1 Кодекса. Каких-либо исключений для лиц, являющихся близкими родственниками физического лица - вкладчика, ст. 213.1 Кодекса не предусмотрено.

Что касается правоотношений по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, то они устанавливаются не между страхователем и выгодоприобретателем, а между выгодоприобретателем и страховщиком.

Таким образом, отношений между близкими родственниками, о которых идет речь в п. 5 ст. 208 Кодекса, в случае если такими родственниками являются страхователь и выгодоприобретатель, не возникает и положения указанного пункта ст. 208 Кодекса применяться не могут.

3. Стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 218 Кодекса, распространяется, в частности, на лиц, принимавших в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных).

Предоставление стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 - 1990 гг., ст. 218 Кодекса не предусмотрено.

4. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменною заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Поскольку налоговая база и общая сумма налога исчисляются по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду, то для получения стандартных налоговых вычетов налогоплательщик каждый налоговый период обязан подавать налоговому агенту заявление на получение вычета и документы, подтверждающие право на его получение.

5. В соответствии с п. 1 ст. 213.1 Кодекса при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются, в частности, суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу.

Из письма следует, что в случае смерти вкладчика - физического лица все права и обязанности по договору негосударственного пенсионного обеспечения переходят к его правопреемнику, которому в дальнейшем выплачивается негосударственная пенсия.

Вместе с тем правопреемник не становится автоматически лицом, производившим пенсионные взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения. При таких обстоятельствах к нему не могут применяться положения п. 1 ст. 213.1 Кодекса, в соответствии с которыми не включаются в налоговую базу пенсии, получаемые физическими лицами, заключившими договоры негосударственного пенсионного обеспечения, то есть самостоятельно уплачивающими пенсионные взносы.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

24.06.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018