| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: 1. Вправе ли банк применять понятие обеспеченности ссудной задолженности, определенное гл. 6 Положения ЦБ РФ от 26.03.2004 N 254-П, при формировании резервов по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам?

2. Имеет ли право банк создавать резервы по сомнительным долгам (в соответствии со ст. 266 НК РФ) в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой банку процентов по кредитным договорам, в том числе если такая задолженность не обеспечена в полном объеме?

3. В ситуации, когда банк имеет просроченный свыше 90 дней кредит и проценты по нему (тоже просроченные свыше 90 дней), каким образом рассчитать сумму резерва по сомнительным долгам в отношении текущих процентов, начисляемых ежемесячно по кредитному договору?

4. Можно ли создать резерв по сомнительным долгам по задолженности, возникшей в прошлых налоговых периодах, на основании инвентаризации, проведенной в текущем налоговом периоде?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 августа 2005 г. N 03-03-04/2/45

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения для целей налогообложения Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности формируются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, в частности, в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".

Из запроса не ясно, о чем конкретно идет речь: о процентах по ссудам, по ссудной задолженности или о процентах по иным видам долговых обязательств (например, по ценным бумагам, векселям).

Если речь идет о задолженности по кредитным договорам, так это и для банка, и для организации-должника ссуда, ссудная задолженность, резервы по которой формируются в соответствии с вышеназванным Положением Банка России.

По остальным видам дебиторской задолженности (например, по долговым обязательствам (отличным от кредитов), по договорам поставки, купли-продажи и т.д.) банк вправе создавать резерв по сомнительным долгам.

Согласно п. 3 ст. 266 Кодекса банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Согласно п. 1.8 Положения Банка России N 254-П резерв формируется в пределах суммы основного долга (балансовой стоимости ссуды). В сумму основного долга не включаются: обусловленные законом, обычаями делового оборота или договором платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора.

Для формирования резервов по сомнительным долгам нет необходимости в разработке специальных критериев обеспеченности задолженности, так как порядок формирования резервов по сомнительным долгам отличен от порядка формирования резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.

Порядок исчисления резервов по сомнительным долгам изложен в п. 4 ст. 266 Кодекса.

При проведении инвентаризации дебиторской задолженности банк в целях формирования резерва по сомнительным долгам вправе учесть любую числящуюся на балансе сомнительную дебиторскую задолженность сроком свыше 45 дней.

Согласно п. 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 292 Кодекса предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

11.08.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018