| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В учетной политике организации на 2004 г. предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.

По окончании каждого отчетного периода проводилась инвентаризация сомнительных долгов и были выявлены следующие суммы:

на 01.04.2004 - 10 млн руб.;

на 01.07.2004 - 12 млн руб.;

на 01.10.2004 - 15 млн руб.;

на 01.01.2005 - 18 млн руб.

В создании резерва не участвовали суммы сомнительных долгов, образовавшиеся до 01.01.2002.

В I квартале 2004 г. была списана безнадежная дебиторская задолженность в сумме 5 млн руб., в том числе дебиторская задолженность, образовавшаяся до 01.01.2002 и не участвующая в создании резерва, - 4 млн руб.

Какую сумму безнадежных долгов, по которой истек срок исковой давности, можно включать во внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, при составлении налоговой декларации за 2004 г. и по каким строкам ее отразить в Приложении N 7 к листу 02?

Могут ли в создании резерва по сомнительным долгам на 01.01.2005 участвовать суммы дебиторской задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней, выявленные на эту дату?

В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% доходов от реализации за отчетный (налоговый) период. Распространяется ли данное ограничение при создании 01.04.2005 резерва по сомнительным долгам на выявленную в I квартале 2005 г. сомнительную задолженность, а также на остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода?

Например, выручка от реализации за I квартал 2005 г. составила 120 млн руб. Сумма сомнительных долгов со сроком образования более 90 дней составила 21 млн руб., в том числе:

18 млн руб. - сомнительная задолженность, выявленная по состоянию на 01.01.2005, которая осталась не погашенной и на 01.04.2005;

3 млн руб. - сомнительная задолженность, выявленная в I квартале 2005 г. и не погашенная на 01.04.2005.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 августа 2005 г. N 03-03-04/1/181

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования для целей налогообложения прибыли резерва по сомнительным долгам и сообщает следующее.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" сумма дебиторской задолженности организации за реализованные, но не оплаченные по состоянию на 1 января 2002 г. товары (работы, услуги) должна быть учтена в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль при переходе организации на определение доходов и расходов по методу начисления.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ суммы дебиторской задолженности, вошедшие в базу переходного периода, не могут участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, создаваемого в соответствии со ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 и п. 2 ст. 266 Кодекса сумма безнадежных долгов, в частности сумма дебиторской задолженности, по которой истек установленный срок исковой давности, относится к внереализационным расходам.

В соответствии с требованиями ст. ст. 272 и 265 Кодекса и согласно Инструкции по заполнению Декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N ВГ-3-02/585, при заполнении Приложения N 7 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль сумма безнадежных долгов, по которой истек срок исковой давности, показывается по строке 100, а по строке 110 показывается общая сумма прочих внереализационных расходов и убытков, приравненных к внереализационным расходам, учтенным в истекшем налоговом периоде.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам изложен в п. 4 ст. 266 Кодекса. Согласно положениям данного пункта ст. 266 Кодекса при формировании резерва по сомнительным долгам сумма резерва определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется исходя из сроков возникновения сомнительной задолженности.

При исчислении резерва по сомнительным долгам принимается вся сомнительная задолженность, выявленная по результатам инвентаризации на определенную отчетную дату со сроками возникновении не менее 45 дней, но в зависимости от сроков возникновения сомнительной задолженности сумма резерва будет составлять от 50 до 100 процентов от суммы выявленной дебиторской задолженности.

Например, как следует из письма, если по состоянию на 01.01.2005 дебиторская задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней составила 18 млн руб., то и сумма резерва по сомнительным долгам на эту дату могла быть исчислена в размере 100 процентов, но при условии, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) на эту дату была не менее 180 млн руб.

Кроме того, согласно ст. 266 Кодекса сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

Так, исходя из приведенного в письме примера по состоянию на 01.04.2005 выручка от реализации составила 120 млн руб., следовательно, сумма создаваемого резерва по состоянию на 01.04.2005 не должна превышать 12 млн руб.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

26.08.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018