| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В соответствии с п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. При этом под счетами в соответствии со ст. 11 НК РФ понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, положения п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ должны распространяться только на те банковские счета, которые удовлетворяют вышеуказанным условиям.

Банк считает, что открываемые и закрываемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям ссудные счета, транзитные валютные счета и депозитные счета не подпадают под используемое Налоговым кодексом РФ понятие "счет".

Просим подтвердить правильность данной позиции, а также разъяснить, имеется ли у Банка обязанность сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии депозитных счетов, открываемых нерезидентам.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 сентября 2005 г. N 03-02-07/1-243

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу представления банками сведений в налоговые органы об открытии и закрытии депозитных, транзитных валютных и ссудных счетов и сообщается следующее.

Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В п. 2 данной статьи указано, что счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Депозитные, транзитные валютные и ссудные счета не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое использование. В связи с этим поддерживается изложенная в письме позиция о наличии различных признаков указанных счетов и счетов, определенных п. 2 ст. 11 Кодекса.

Вместе с тем в силу п. 5 ст. 46 Кодекса с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента не производится взыскание налога, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии депозитного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени (пп. 11 п. 1 ст. 31 Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 21.07.2005) "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В указанном Федеральном законе под "банковскими счетами" ("счетами банка") понимаются счета, открываемые в банках в соответствии с договором банковского счета, а также корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.

Учитывая изложенное, полагаем, что при открытии депозитных, транзитных валютных и ссудных счетов у банка не возникает обязанность, предусмотренная п. 1 ст. 86 Кодекса, сообщать об открытии депозитных, транзитных валютных и ссудных счетов.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

26.09.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018