| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Организация осуществляет реализацию нефтепродуктов по фиксированной цене на условиях отсрочки исполнения (поставки нефтепродуктов). Просьба разъяснить, могут ли в учетной политике организации указанные сделки быть признаны как операции с финансовыми инструментами срочных сделок, подлежащие налогообложению в порядке, установленном в ст. ст. 301 - 305 НК РФ.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 октября 2005 г. N 03-03-02/116

 

В связи с поступающими запросами налогоплательщиков о порядке налогообложения налогом на прибыль организаций при реализации товаров, в том числе нефтепродуктов, по фиксированной рыночной цене на условиях отсрочки поставки Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) соглашения участников сделок с отсрочкой исполнения - срочных сделок, определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки, для целей налогообложения рассматриваются как финансовые инструменты срочных сделок.

Базисным активом финансовых инструментов срочных сделок, то есть предметом срочных сделок, может являться любое имущество, имущественные права, а также процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие финансовые инструменты срочных сделок.

Порядок налогообложения налогом на прибыль операций с финансовыми инструментами срочных сделок установлен ст. ст. 301 - 305 Кодекса. Правила ведения налогового учета по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок предусмотрены ст. ст. 326, 327 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 301 Кодекса налогоплательщику предоставлено право самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, в соответствии с Кодексом при реализации товаров, в том числе нефтепродуктов, по фиксированной цене на условиях отсрочки исполнения налогоплательщик вправе самостоятельно определить в учетной политике, признавать ли указанные операции для целей налогообложения прибыли операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, подлежащими налогообложению в порядке, предусмотренном ст. ст. 301 - 305 Кодекса, или признавать данные операции сделками на поставку товаров, в том числе нефтепродуктов, с отсрочкой исполнения, подлежащими налогообложению в общеустановленном порядке.

В случае если в учетной политике для целей налогообложения не предусмотрены критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования) на условиях отсрочки исполнения, к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок, указанные операции следует рассматривать как обычные сделки на поставку товаров с отсрочкой исполнения.

В случае если сделка в соответствии с учетной политикой квалифицируется как операция с финансовым инструментом срочных сделок, необходимо учитывать следующее.

Пунктом 14 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что положения, предусмотренные п. п. 3 и 10 ст. 40 Кодекса, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок применяются с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25 Кодекса "Налог на прибыль (доход) организаций".

В соответствии с п. 6 ст. 304 Кодекса при определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок положения п. п. 2 - 13 ст. 40 Кодекса могут применяться только в случаях, предусмотренных гл. 25 Кодекса.

Таким единственным случаем, как это установлено п. 6 ст. 301 Кодекса, является проведение налогоплательщиками - участниками срочных сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих поставку базисного актива иностранной организации в таможенном режиме экспорта. Таким образом, в рассматриваемом случае применение ст. 40 Кодекса предусмотрено только при осуществлении вышеуказанных форвардных операций, в остальных случаях положения ст. 40 Кодекса без учета положений ст. ст. 304, 305 Кодекса применены быть не могут.

При этом, как отмечалось выше, указанные операции должны определяться их участниками в соответствии с принятой учетной политикой как операции с финансовыми инструментами срочных сделок.

Положениями ст. 305 Кодекса предусмотрено, что при соблюдении условий, установленных данной статьей, в отношении финансовых инструментов срочных сделок для целей налогообложения фактическая цена сделки на дату ее заключения признается рыночной ценой.

В случае если сделка в соответствии с принятой учетной политикой для целей налогообложения квалифицируется как обычная сделка на поставку товаров с отсрочкой исполнения, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно п. 3 ст. 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки или скидки.

Доход формируется на основе договорной цены, которая определяется соглашением сторон (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанная в договоре цена является существенным условием для определения дохода, формирующего налоговую базу. Условие о цене изменяется соглашением сторон. Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен и принимается для целей налогообложения, если законом на установлено иное.

Учитывая изложенное, в этом случае по сделкам на поставку товаров с отсрочкой исполнения применяется ст. 40 Кодекса на момент заключения сделки.

Доведите изложенное до нижестоящих налоговых органов для руководства и применения в работе.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

21.10.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018