| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просим дать разъяснения по вопросам, связанным с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1. В случаях, если сторонами по договору отчуждения недвижимого имущества являются физическое лицо и юридическое лицо, а также если недвижимое имущество переходит в долевую собственность физического лица и юридического лица, должна ли государственная пошлина уплачиваться с соблюдением требований абз. 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ, то есть в равных долях юридическим лицом и физическим лицом исходя из размера государственной пошлины, установленной для каждого субъекта? То есть размер государственной пошлины в данном случае должен складываться из 1/2 размера государственной пошлины, установленного для юридического лица, и 1/2 размера государственной пошлины, установленного для физического лица.

2. Внесение изменений в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе связанных с заменой паспортов граждан СССР на паспорта граждан Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 13.03.1997 N 232 и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, или изменений, связанных с изменением порядка определения общей площади жилых помещений в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, приводит к необходимости внесения изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае если внесение изменений не связано с действиями правообладателей, а вызвано изменением действующего законодательства, должна ли уплата государственной пошлина осуществляться в соответствии с требованиями пп. 21 п. 1 ст. 333.33 НК РФ?

3. За государственную регистрацию прекращения права собственности на недвижимое имущество взимается государственная пошлина как за государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прекращения права собственности осуществляется с обязательной уплатой государственной пошлины только в случаях, когда право прекращается без перехода права к новому правообладателю. В случае если право собственности прекращается в связи с переходом права к новому правообладателю, должна ли государственная пошлина взиматься с нового правообладателя в размере, предусмотренном за государственную регистрацию права новым правообладателем?

4. Должна ли уплачиваться государственная пошлина за государственную регистрацию ограничения (обременения), связанного с установлением публичного сервитута актом органа государственной власти или местного самоуправления? Публичный сервитут устанавливается органами местного самоуправления и органами государственной власти в интересах неограниченного круга лиц и регистрируется на основании заявления соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления.

5. При государственной регистрации прав долевой собственности подлежат ли регистрации права всех участников долевой собственности как одно право или же регистрируется право каждого участника в отдельности? Каков порядок взимания госпошлины в зависимости от количества и статуса сособственников?

6. При государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс, договора об отчуждении предприятия как имущественного комплекса, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс государственная пошлина должна взиматься исходя из договорной цены приобретения предприятия или же исходя из его балансовой стоимости?

Кроме того, просим сообщить, какие изменения в порядок уплаты государственной пошлины были внесены Федеральным законом от 21.07.2005 N 106-ФЗ, а также просим сообщить позицию Минфина России по вопросу установления более высокого размера государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав в сокращенные сроки, а также об установлении льгот по уплате государственной пошлины для малообеспеченных граждан, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, иных категорий граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления при государственной регистрации их прав на объекты недвижимого имущества.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 ноября 2005 г. N 03-06-03-03/58

 

В связи с обращением по вопросу взимания государственной пошлины за совершение регистрационных действий, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Минфин России разъясняет следующее.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон).

Статьей 11 Федерального закона определено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах взимается государственная пошлина.

1. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества (сделок) физическим лицам в размере 500 руб., юридическим лицам - в размере 7500 руб.

Таким образом, за государственную регистрацию договоров отчуждения недвижимого имущества (сделок) размер государственной пошлины должен определяться исходя из того, кому (юридическому или физическому лицу) переходит в собственность отчуждаемое имущество.

Если недвижимое имущество на основании договора отчуждения (сделки) переходит от юридического лица в собственность физического лица, то в этом случае согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса размер государственной пошлины будет равен 500 руб., в случае перехода от физического лица в собственность юридического лица - 7500 руб.

В случае если недвижимое имущество на основании договора отчуждения (сделки) переходит в долевую собственность физического лица и юридического лица, то размер государственной пошлины в этом случае будет определяться исходя из размера, определенного пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса для юридического лица, 7500 руб.

Что касается нормы, предусмотренной в п. 2 ст. 333.18 Кодекса, то она на государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества не распространяется, поскольку каждый собственник регистрирует свое право на принадлежащую ему долю в недвижимом имуществе или договор, и льгот по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса не предусмотрено.

2. Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 333.33 Кодекса за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрена уплата государственной пошлины физическим лицам в размере 100 руб., организациям - в размере 300 руб.

Льгот по уплате государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса не предусмотрено.

Учитывая изложенное, за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним независимо от того, вносятся ли данные изменения в связи с действиями правообладателей либо с изменениями действующего законодательства Российской Федерации, должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, определенных пп. 21 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.

3. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Учитывая изложенное, за государственную регистрацию прекращения права собственности на недвижимое имущество, как за государственную регистрацию прав, должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.

Данная норма предусматривает государственную регистрацию прекращения права в случае, когда право прекращается без перехода права к новому правообладателю, и, соответственно, государственная пошлина должна уплачиваться бывшим правообладателем. В случае если право прекращается в связи с переходом права к новому правообладателю, государственная пошлина должна уплачиваться новым правообладателем, как за государственную регистрацию прав новым правообладателем.

4. Подпунктом 24 п. 1 ст. 333.333 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию сервитутов в размере 500 руб., если данная государственная регистрация производится в интересах физических лиц, и в размере 2000 руб. - в интересах организаций.

Публичный сервитут в отношении недвижимого имущества устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения и регистрируется на основании заявления соответствующего органа государственной власти и местного самоуправления.

Учитывая, что размер государственной пошлины за государственную регистрацию сервитутов для органов государственной власти и местного самоуправления в гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса не предусмотрен, то, соответственно, государственная пошлина за совершение вышеперечисленных действий вышеназванными органами уплачиваться не должна.

5. Согласно Федеральному закону под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается регистрация не объектов недвижимости, а правоотношений, касающихся объектов недвижимости.

В соответствии с п. 40 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, регистрация права общей долевой собственности осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр прав отдельных записей о праве каждого из участников общей долевой собственности на отдельном листе подраздела II-1 Единого государственного реестра прав.

Таким образом, государственной регистрации подлежит право в общей долевой собственности каждого из участников общей долевой собственности независимо от того, представлено ли одно заявление, подписанное всеми участниками долевой собственности, или заявления от каждого участника долевой собственности.

В соответствии с данным Федеральным законом государственная регистрация прав на недвижимое имущество сопровождается обязательной выдачей правообладателю (физическому или юридическому лицу) соответствующего свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, в том числе на его долевую собственность.

Таким образом, за государственную регистрацию права общей долевой собственности, если сособственниками данного недвижимого имущества являются юридические и физические лица, которая сопровождается обязательной выдачей каждому правообладателю (физическому или юридическому лицу) соответствующего свидетельства о государственной регистрации права на долевую собственность, государственная пошлина должна уплачиваться каждым сособственником доли недвижимого имущества в размерах, определенных пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса, то есть за государственную регистрацию права на долевую собственность физическим лицам в размере 500 руб., юридическим лицам - 7500 руб.

6. По мнению Минфина России, для исчисления размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, договоров об отчуждении предприятия как имущественного комплекса, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс должна приниматься договорная цена приобретения предприятия как имущественного комплекса, указанная сторонами в договоре (цена договора). Договорная цена приобретения предприятия как имущественного комплекса обычно соответствует уровню рыночных цен и часто отличается от балансовой стоимости его активов, поскольку продажа предприятий предполагает передачу покупателю не только зданий и оборудования, но и прав и обязанностей продавца, привязанных к материальной основе производства.

Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 21.07.2005 N 106-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предусмотрено снижение размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с 7500 до 100 руб., за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество с 300 до 50 руб. А также внесено дополнение в п. 3 ст. 333.35 Кодекса, определяющее, что государственная пошлина за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не уплачивается.

Предложения об увеличении размера государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией прав, в более сокращенные сроки, а также о предоставлении льгот по уплате государственной пошлины для малообеспеченных граждан, участников и инвалидов Великой Отечественной войны и иных категорий граждан при государственной регистрации их прав на недвижимое имущество будут рассмотрены при подготовке поправок в данную главу Кодекса.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

03.11.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017