| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: По результатам проведения камеральной налоговой проверки организация привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Обязан ли налоговый орган уведомить налогоплательщика о том, что в его отношении ведется производство по делу о налоговом правонарушении? Если обязан, то какой документ налоговый орган должен направить по почте налогоплательщику? Обязан ли налоговый орган известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки? Имеет ли право налоговый орган направить копию решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и требование об уплате недоимки и пени, вынесенное на основании этого решения?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 ноября 2005 г. N 03-02-07/1-292

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при выявлении в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов составлять акт камеральной налоговой проверки. Однако это не означает, что налоговый орган не вправе рассматривать в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика материалы камеральной налоговой проверки и представленные налогоплательщиком письменные объяснения или возражения по решению налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Поскольку ст. 88 Кодекса не предусматривается специальный срок для вынесения решения по результатам камеральной проверки, такое решение может быть принято в пределах срока самой проверки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2005 N Ф08-6272/2004-2405А).

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, предусмотрен ст. 101 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 101 Кодекса материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или ее представителей. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в соответствии с п. 2 ст. 101 Кодекса.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены налоговой проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов (п. 3 ст. 101 Кодекса).

В п. 6 ст. 101 Кодекса предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Таким образом, при привлечении налогоплательщика к ответственности должен соблюдаться порядок, установленный ст. ст. 100 и 101 Кодекса, которые закрепляют правило об обязательном уведомлении привлекаемого лица о характере вменяемого ему правонарушения.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 101 Кодекса на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Согласно п. 1 ст. 104 Кодекса после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган до обращения в суд о взыскании налоговой санкции обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму штрафа.

Налоговый орган обращается в суд о взыскании штрафа за налоговое правонарушение в случае пропуска налогоплательщиком срока на уплату, установленного в требовании или в решении.

Согласно п. 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П фактические обстоятельства, в связи с которыми к налогоплательщику применяются меры ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются налоговыми органами в процессе проведения мероприятий налогового контроля, одной из форм которого являются налоговые проверки - камеральные и выездные (ст. ст. 82, 87 - 89 Кодекса).

По смыслу ст. 113 во взаимосвязи со ст. ст. 88, 89, 100 и 101 Кодекса, если для оформления результатов налоговой проверки, в ходе которой обнаруживается налоговое правонарушение, акта налоговой проверки не требуется, процесс привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение начинается с соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя), выносимого по материалам проверки.

Если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму санкции или пропустил срок ее уплаты, согласно п. 1 ст. 115 Кодекса налоговые органы могут обратиться с иском в суд о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. В случаях, когда акта налоговой проверки не требуется, начало течения шестимесячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

Учитывая изложенное, полагаем, что налоговый орган вправе принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки и направить налогоплательщику копию этого решения и требование об уплате недоимки, пени, штрафа. Указанная копия решения и требование направляются по почте заказным письмом в случае, когда вручить их налогоплательщику или его представителям под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате получения, невозможно.

Соблюдая установленный порядок уведомления привлекаемого налогоплательщика о характере вменяемого ему правонарушения, установленный ст. ст. 100 и 101 Кодекса, и направления налогоплательщику требования об уплате налога, пени, штрафа, налоговые органы соблюдают досудебный порядок урегулирования спора.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

07.11.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017