| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Одной из основных обязанностей Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА) является осуществление компенсационных выплат.

В настоящее время в Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ внесены изменения Федеральным законом от 21.07.2005 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который опубликован в Российской газете 28.07.2005 и вступил в силу 08.08.2005.

Согласно данным изменениям компенсационные выплаты должны производиться также в случаях, если страховая выплата по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) не может быть произведена вследствие отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

В соответствии с пп. "в" п. 33 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в случае отзыва лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании пп. 12 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, к которым относятся средства, полученные РСА и предназначенные для финансирования компенсационных выплат.

В связи с изложенным РСА просит разъяснить, будут ли признаваться денежные средства, полученные РСА и предназначенные для финансирования компенсационных выплат, использованными по целевому назначению в следующих случаях.

1. При осуществлении РСА выплаты лицу, к которому перешло право требования потерпевшего к РСА о компенсационной выплате (например, страховщику при осуществлении страховой выплаты потерпевшему - страхователю по договору каско).

2. При осуществлении РСА выплат потерпевшим по договорам обязательного страхования, заключенным страховщиком, у которого отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности и которым страховая выплата не была произведена на момент предъявления требования к РСА об осуществлении компенсационной выплаты:

а) если выплаты потерпевшим РСА будет осуществлять начиная со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности на основании представляемых потерпевшими в РСА документов, которые необходимы для осуществления страховщиками страховых выплат по договорам обязательного страхования;

б) если вред потерпевшему был причинен после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

в) если вред потерпевшему был причинен до 08.08.2005, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 103-ФЗ;

г) если решение органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности вступило в силу до 08.08.2005, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 103-ФЗ.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 ноября 2005 г. N 03-03-04/3/12

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Федеральной службой страхового надзора рассмотрел письмо и сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, в том числе средства, полученные Российским Союзом Автостраховщиков (далее - РСА) и предназначенные для финансирования компенсационных выплат, указанных в пп. 12 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом согласно п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

1. Законодательство Российской Федерации не содержит запрета на переход к третьим лицам права потерпевшего на получение компенсационной выплаты в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего.

Статьей 965 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Таким образом, по нашему мнению, выплата, осуществленная РСА лицу, к которому перешло право требования потерпевшего к РСА о компенсационной выплате (в том числе выплата страховщику, выплатившему страховое возмещение потерпевшему по договору страхования каско), может быть признана компенсационной.

2. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон) компенсационные выплаты должны производиться в том числе, если страховая выплата по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) не может быть осуществлена вследствие отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности. Таким образом, право потерпевших на получение компенсационных выплат по вышеуказанному основанию не может возникнуть ранее дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона к отношениям между потерпевшим и РСА по поводу компенсационных выплат по аналогии применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору обязательного страхования.

Таким образом, выплаты, осуществляемые РСА потерпевшим начиная со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности на основании представляемых потерпевшими в РСА документов, которые необходимы для осуществления страховщиками страховых выплат по договорам обязательного страхования, и документов, подтверждающих право потерпевших на получение компенсационных выплат, по нашему мнению, также могут быть признаны компенсационными.

Пункт 33 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, в качестве одного из оснований досрочного прекращения договора обязательного страхования предусматривает отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с этим ст. 32.8 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что страховая организация после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии обязана совершать действия, направленные на досрочное прекращение договоров страхования и (или) на передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель).

Учитывая изложенное, по нашему мнению, в момент вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности договоры обязательного страхования не прекращаются. Выплаты, осуществляемые РСА потерпевшим, вред которым причинен после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности, но в течение срока действия договора обязательного страхования, на наш взгляд, могут считаться компенсационными.

В соответствии с п. 4 ст. 33 Закона гл. III "Компенсационные выплаты" вступила в силу с 1 июля 2004 г. Федеральным законом от 21.07.2005 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в Закон были внесены изменения, которые вступили в силу 8 августа 2005 г.

Согласно данным изменениям компенсационные выплаты должны производиться также в случаях, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена вследствие отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

Как следствие, в случае отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности право на получение компенсационных выплат может возникнуть у потерпевших не ранее 8 августа 2005 г.

Вместе с этим в действующей редакции Закона (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 103-ФЗ) отсутствуют требования в отношении периода наступления данных случаев (например, отсутствуют требования в отношении даты причинения потерпевшему вреда или даты вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности).

Учитывая изложенное, полагаем, что выплаты, осуществляемые РСА потерпевшим по договорам обязательного страхования, заключенным страховщиком, у которого отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, которым вред был причинен до 8 августа 2005 г., а также выплаты, осуществляемые РСА потерпевшим по договорам обязательного страхования, заключенным страховщиком, у которого решением органа страхового надзора, вступившим в силу до 8 августа 2005 г., отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, могут быть признаны компенсационными, а денежные средства, выплаченные РСА в этих случаях, использованными по целевому назначению и не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Копия настоящего письма направлена в Управление налогообложения прибыли ФНС России.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

11.11.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017