| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ЗАО просит разъяснить порядок налогообложения дохода, полученного от экономии на процентах при предоставлении сотрудникам организации целевых займов на строительство либо приобретение жилья.

03.03.2005 ЗАО предоставлен сотруднику целевой заем на приобретение квартиры. В качестве подтверждающих документов сотрудник представил следующие:

- договор долевого инвестирования;

- квитанции к приходным кассовым ордерам от 21.02.2005, 04.03.2005, подтверждающие оплату по договору долевого инвестирования;

- нотариально заверенную доверенность на удержание и перечисление за него НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды.

Имеет ли ЗАО право облагать сумму экономии на процентах по данному займу по ставке 13 процентов? Являются ли квитанции к приходным кассовым ордерам от 21.02.2005 подтверждающими документами о целевом использовании средств, полученных по займу 03.03.2005?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 ноября 2005 г. N 03-05-01-04/356

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, израсходованными на приобретение квартиры, и сообщает следующее.

Как указывается в письме, организация предоставляет своим работникам целевые займы на строительство или приобретение жилья, при этом за счет экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами у заемщиков в соответствии с п. 2 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) образуется доход в виде материальной выгоды.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

Таким образом, при получении налогоплательщиком в результате отношений с организацией дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, указанная организация признается на основании ст. 226 Кодекса налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

Возникновение у физического лица дохода в виде материальной выгоды в момент погашения процентов по кредиту не связано с выплатой организацией дохода, следовательно, у организации отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц.

Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму задолженности налогоплательщика.

В этом случае исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.

Вместе с этим в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 226 Кодекса удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Таким образом, налог на доходы физических лиц с дохода работников организации в виде материальной выгоды может удерживаться работодателем при выплате иных доходов (например, заработной платы) и за счет них.

Обязанности налогового агента возложены на организацию ст. 226 Кодекса, и для их исполнения не требуется получения доверенностей от физических лиц на удержание к перечисление налога.

В отношении доходов виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств, ст. 224 Кодекса установлена налоговая ставка в размере 13 процентов.

Договор долевого инвестирования, а также квитанции к приходным кассовым ордерам с указанием в них в качестве "основания платежа" оплаты по указанному договору долевого инвестирования и его реквизитов являются документами, подтверждающими целевое использование займа для приобретения квартиры.

Если часть расходов по приобретению квартиры была понесена раньше предоставления займа, квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая оплату по договору долевого инвестирования, будет являться документом, подтверждающим целевое использование займа для приобретения квартиры, в случае если имеются какие-либо документы, устанавливающие наличие связи между оплатой по договору долевого инвестирования, произведенной до получения займа, и расходованием денежных средств, полученных по договору займа.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

14.11.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024