| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ОАО нефтехимическое предприятие просит разъяснить.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в гл. 25 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2006 г. При этом часть изменений распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Одно из них касается перечня прямых расходов на производство и реализацию (ст. 318 НК РФ), согласно которому налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

При этом указано, что к прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные затраты, расходы на оплату труда и ЕСН, суммы начисленной амортизации. То есть прямого указания на обязательность отнесения именно этих статей затрат в Налоговом кодексе не предусмотрено, поскольку формулировка "могут быть" носит лишь рекомендательный характер.

Особенности производственного процесса ОАО таковы, что только материальные затраты и затраты на энергоресурсы носят непосредственно прямой характер в формировании себестоимости продукции, суммы же начисленной амортизации и расходы на оплату труда фактически постоянны, связаны с выпуском нескольких видов продукции и, соответственно, являются косвенными и подлежат распределению между видами выпускаемой продукции.

По этой причине было принято, что учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ОАО будет осуществляться по системе "директ-костинг" с разделением всех затрат на условно-переменные и условно-постоянные.

При этом к условно-переменным затратам будут отнесены: сырье и вспомогательные материалы, катализаторы, энергетика, полуфабрикаты, потребление которых напрямую зависит от объемов производства того или другого материала (продукции) и имеет четко выраженную расходную норму на единицу выпускаемой продукции, определяемой (калькулируемой) ежемесячно.

Все остальные условно-постоянные затраты будут отражаться по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы". В конце периода все условно-постоянные затраты данного периода будут списываться на себестоимость реализованной продукции (счет 90 "Продажи").

Эта методология была закреплена в учетной политике ОАО для целей бухгалтерского учета.

Просим дать разъяснения, правомерно ли в целях экономии трудовых и временных ресурсов, сближения налогового и бухгалтерского учета, учитывая только рекомендательный характер предлагаемых ст. 318 НК РФ затрат, закрепить в учетной политике ОАО для целей налогообложения перечень прямых расходов аналогично их перечню для целей бухгалтерского учета?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/377

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения в целях налогообложения прибыли состава прямых расходов и сообщает следующее.

Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внес изменения в ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которые вступили в силу с 14.07.2005 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Так, согласно п. 1 ст. 318 Кодекса для целей гл. 25 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 Кодекса, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом.

При рассмотрении данного вопроса важным является положение, изложенное в ст. 313 Кодекса, согласно которому изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Таким образом, налогоплательщик вправе с 15.07.2005 внести изменения в учетную политику для целей налогообложения на 2005 - 2006 гг., в которой может установить перечень расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается ст. 318 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

17.11.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017