| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк (ЗАО) выдает рублевые кредиты с процентной ставкой, влекущей возникновение у заемщика (физического лица) материальной выгоды в виде экономии на процентах. В соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ материальная выгода, полученная в результате экономии на процентах, является доходом, подлежащим налогообложению. Банк, как налоговый агент, обязан исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет. Удержание налога на доходы при этом осуществляется при фактической выплате дохода налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ). При получении дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах фактической выплаты дохода не происходит, в связи с чем у банка отсутствует возможность осуществить удержание налога и перечисление его в соответствующий бюджет. Таким образом, у банка не возникает обязанности удерживать и перечислять в бюджет соответствующую сумму налога. Банк в данной ситуации обязан уведомлять налоговые органы о невозможности удержания и перечисления налога на доходы после погашения заемщиком процентов (пп. 3 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ) в течение 30 дней.

Может ли банк отказать заемщику в удержании и перечислении налога на доходы, если заемщик дает распоряжение на удержание налога с его расчетного счета или вносит сумму налога в кассу банка в момент погашения процентов?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 ноября 2005 г. N 03-05-01-04/365

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды и сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

Таким образом, при получении налогоплательщиком от банка дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, банк признается на основании ст. 226 Кодекса налоговым агентом и обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В рассматриваемой ситуации у банка отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц у налогоплательщиков, поскольку доход в виде материальной выгоды образуется у физического лица в момент погашения процентов по кредиту и выплаты дохода налогоплательщику не происходит.

Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

В этом случае исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.

Вместе с этим в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 226 Кодекса удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Таким образом, если банк, выдавший кредит, осуществляет выплату налогоплательщику каких-либо доходов, например процентов по вкладу (счету), ранее не уплаченный налог на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды должен быть удержан банком при выплате таких доходов и за счет них.

Кроме того, банк обязан исполнить поручение клиента-налогоплательщика по уплате сумм налога на доходы физических лиц со своего расчетного счета или за счет наличных денежных средств.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

21.11.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024