| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Российская лизинговая компания, имеющая непогашенные обязательства по займам перед латвийским банком, который является ее единственным учредителем, просит дать разъяснения по вопросам определения предельной величины процентов по займам, подлежащих включению в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, и по вопросам обложения налогом на прибыль доходов иностранного банка.

1. Учитываются ли при определении величины собственного капитала лизинговой компании суммы задатков, полученных от лизингополучателей?

2. Как рассчитывается предельная величина процентов, учитываемых в качестве расходов, если собственный капитал лизинговой компании равен нулю?

3. Учитываются ли при определении величины контролируемой задолженности суммы процентов по ней, начисленные по состоянию на отчетную дату?

4. Следует ли рассчитывать коэффициент капитализации по каждому долговому обязательству (договору) с иностранным банком или же для расчета коэффициента капитализации принимается сумма всех долговых обязательств перед иностранным банком?

5. В случае если величина собственного капитала компании отрицательна, сумма начисленных процентов равна сумме разницы между начисленными и предельными процентами. Не возникает ли при этом двойного налогообложения одной и той же суммы?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/406

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения налогом на прибыль под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

В соответствии со ст. ст. 380 и 381 Гражданского кодекса Российской Федерации задаток является способом обеспечения обязательств.

Учитывая изложенное, сумма задатка в состав непогашенной задолженности по долговому обязательству перед иностранной организацией, по нашему мнению, не должна включаться.

2. Согласно п. 2 ст. 269 Кодекса, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации (далее - контролируемая задолженность), и если размер не погашенных налогоплательщиком - российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельность, - более чем в двенадцать с половиной раз) превышает разницу между суммой его активов и величиной обязательств (далее - собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 применяются следующие правила.

Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитал, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результат на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельность, - на двенадцать с половиной).

В целях указанного пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Поскольку в соответствии с изложенным в случае, когда величина собственного капитала организации отрицательна или равна нулю, невозможно произвести расчет коэффициента капитализации, то положения п. 2 ст. 269 Кодекса для признания процентов по заемным средствам в составе расходов не применяются и, по нашему мнению, указанные суммы не учитываются в составе расходов.

3. Задолженность по долговому обязательству при расчете контролируемых обязательств определяется без учета начисленных по состоянию на отчетную дату процентов по данной задолженности.

4. Согласно порядку, установленному п. 2 ст. 269 Кодекса, налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата (для организаций, занимающихся лизинговой деятельностью) на двенадцать с половиной.

Таким образом, в расчете для определения коэффициента капитализации принимается весь размер непогашенной контролируемой задолженности, в том числе по долговым обязательствам, оформленным разными займами в отношении одной иностранной организации.

5. В соответствии с п. 4 ст. 269 Кодекса положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 Кодекса. В связи с тем что в рассматриваемом случае получателем доходов в виде дивидендов является иностранная организация (латвийский банк), исчисление, удержание и уплата налога с выплачиваемых ей российской организацией доходов в виде дивидендов производятся в соответствии с порядком, установленным ст. 310 Кодекса. Налог исчисляется по ставке 15 процентов.

Кроме того, процентный доход, выплачиваемый латвийскому банку российской организацией, также подлежит налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации на основании положений ст. ст. 246, 247 и 309 Кодекса. Исчисление, удержание и уплата налога в этом случае также производятся российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в соответствии с порядком, установленным ст. 310 Кодекса.

Таким образом, в рассматриваемом случае у иностранной организации (латвийского банка) возникает два вида дохода от источника в Российской Федерации - проценты и дивиденды, которые облагаются налогом на прибыль в Российской Федерации по разным основаниям и разным ставкам. Следовательно, двойного налогообложения одного и того же вида дохода латвийского банка у источника выплаты в Российской Федерации не возникает.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

02.12.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017