| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В состав филиала ОАО, помимо подразделений, деятельность которых связана с перевозочным процессом, входят также подразделения социальной сферы. Это театрально-концертные залы, дворцы и дома культуры (в том числе расположенные на нескольких земельных участках: непосредственно под дворцом культуры, танцплощадкой и помещением личной гигиены), пансионаты с лечением, санатории-профилактории.

Кроме того, у некоторых подразделений на балансе имеются летние театры, центры культуры, детские оздоровительные лагеря, физкультурно-спортивные комплексы, стадионы (в том числе здания и сооружения), используемые по назначению.

Согласно п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются учреждения здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительной направленности, детские оздоровительные учреждения и т.п.

Понятие "учреждение" дано в части первой Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.1995. Таким образом, на момент установления данной льготы Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 понятие "учреждение" не было определено.

Кроме того, в Законе прямо не указано на то, что данной льготой вправе пользоваться только организации, обладающие статусом юридического лица, поэтому, по нашему мнению, в данном случае нет оснований для применения понятия "учреждение", данного в ст. 120 ГК РФ.

На основании вышеизложенного вправе ли филиал ОАО и его подразделения социальной направленности, а также подразделения, имеющие на балансе летние театры, центры культуры, детские оздоровительные лагеря, физкультурно-спортивные комплексы, стадионы, используемые по назначению, воспользоваться освобождением от уплаты земельного налога согласно п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки, находящиеся в пользовании этих структурных подразделений?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 декабря 2005 г. N 03-06-02-04/110

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения от уплаты земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (субъектов Российской Федерации).

Указанной главой Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. При этом льгот для учреждений здравоохранения, культуры, искусства и иных аналогичных учреждений не предусмотрено.

Вместе с тем нормы гл. 31 Кодекса не исключают возможности предоставления дополнительных налоговых льгот. Так, п. 2 ст. 387 Кодекса предусмотрено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении на соответствующих территориях с 1 января 2005 г. земельного налога в соответствии с гл. 31 Кодекса Закон "О плате за землю", за исключением ст. 25, не применяется.

Таким образом, на тех территориях, где с 1 января 2005 г. не введен земельный налог в соответствии с гл. 31 Кодекса, исчисление и уплата земельного налога осуществляются на основании Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю").

Согласно ст. 1 Закона "О плате за землю" налогоплательщиками земельного налога признаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Статьей 12 Закона "О плате за землю" установлены категории налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты земельного налога. Так, на основании п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются, в частности, учреждения здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения, а также учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источников финансирования.

Основанием для применения вышеуказанных льгот является использование земельного участка в определенных целях. Таким образом, льготы, предусмотренные п. п. 4 и 10 ст. 12 Закона "О плате за землю", предоставляются в целях стимулирования развития учреждений здравоохранения, культуры, искусства и иных аналогичных учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм.

Учитывая изложенное, организации, на балансе которых находятся действующие объекты санаторно-курортного или оздоровительного профиля, а также объекты культуры, физической культуры и спорта, являющиеся структурными подразделениями данных организаций, не имеющими статуса юридического лица, вправе воспользоваться льготой по земельному налогу. Данная позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2004 N 14771/03 и ряде Постановлений федеральных арбитражных судов (например, в Постановлении ФАС Московского округа от 22.09.2005 N КА-А40/8929-05, ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2003 N А29-496/03А).

Одновременно сообщаем, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ с 1 января 2006 г. Закон "О плате за землю" признается утратившим силу и взимание земельного налога будет осуществляться на всей территории Российской Федерации на основании гл. 31 "Земельный налог" Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

23.12.2005

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017