Проблемная ситуация: В соответствии с правом, данным
п. 2 ст. 80 НК РФ и Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об
электронной цифровой подписи", организация представляет налоговую и
бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным
каналам связи.
Организация отправила налоговую
декларацию по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП в последний день
представления деклараций (подтверждение оператора датировано тем же числом). Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ и п. 3.2 Регламента принятия и ввода в
автоматизированную информационную систему налоговых органов данных
представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов,
служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности
(утв. Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 04.02.2004 N БГ-3-06/76)
датой представления налоговой декларации считается дата отправки декларации,
зафиксированная в подтверждении
специализированного оператора связи.
Согласно Регламенту налоговый орган
отправил налогоплательщику квитанцию о получении отчетности и протокол входного
контроля.
1. Правомерно ли привлечение организации
к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление
декларации?
2. Правомерно ли привлечение к налоговой
ответственности по ст. 119 НК РФ в тех случаях, когда налоговым органом
допускаются нарушения Регламента (несвоевременная отправка квитанций и
протоколов входного контроля)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2006 г. N 03-02-07/1-106
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос.
1. В соответствии с п. 2 ст. 80
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация
представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной
форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть
направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по
каналам телекоммуникационной связи. При получении налоговой декларации по
телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать
налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
При передаче налоговой декларации по
телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее
отправки.
В соответствии с п.
3.2 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему
налоговых органов данных, представляемых в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России от
04.02.2004 N БГ-3-06/76, датой представления налоговых деклараций и
бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным
каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора
связи.
В п. 6.10
Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N
БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления
налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи", указано, что налоговая декларация
(бухгалтерская отчетность) считается представленной в налоговый орган, если
налогоплательщик получил подтверждение, подписанное электронной цифровой
подписью специализированного оператора связи.
Согласно п. 3.3.1 Регламента принятия и ввода
в автоматизированную систему налоговых органов данных представляемых
налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием
для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного
Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, налоговый орган подтверждает
факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской
отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи
квитанцию об их приеме, после проверки требований к оформлению документов,
определенных в п. п. 3.4.1 и 3.4.2 названного Регламента.
Пунктом 3.4.1 указанного выше Регламента
налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные по
телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят программный
контроль, предусматривающий подтверждение подлинности электронной цифровой
подписи (далее - ЭЦП) отправителя, и проверку соответствия формату
представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном
виде.
Согласно п. 6.13 Методических
рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации в электронном
виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными
законодательством и Порядком, являются оригиналами, имеют юридическую силу,
подлежат хранению в хранилище юридически значимых документов и могут
использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров
в досудебном порядке.
Учитывая изложенное, полагаем, что
налоговая декларация и бухгалтерская отчетность, направленная по телекоммуникационным
каналам связи в срок, установленный для представления этих деклараций и
бухгалтерской отчетности, что подтверждено специализированным оператором связи и подлинность ЭЦП отправителя подтверждена налоговым
органом, считается представленной в налоговый орган и ответственность,
установленная ст. 119 Кодекса, в этом случае не применяется.
2. В соответствии с п.
6.7.6 Регламента если налогоплательщик не получил от налогового органа в
установленное время квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской
отчетности) в электронном виде и/или протокол входного контроля, он заявляет
налоговому органу и/или оператору о данном факте и при необходимости повторяет
процедуру сдачи налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).
Налоговым
правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение
законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом
предусмотрена ответственность (ст. 106 Кодекса).
Согласно п. 6 ст. 108 Кодекса лицо
считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.04.2006