Проблемная ситуация: Банк просит дать разъяснение по
следующему вопросу.
В соответствии с положениями ст. 161 НК
РФ при приобретении российскими организациями на территории РФ работ, услуг у
иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков, НДС в российский бюджет уплачивается организациями -
покупателями услуг, в связи с этим являющимися налоговыми агентами. При этом
предусмотрено, что налоговые агенты определяют налоговую базу для исчисления
НДС как сумму дохода от реализации данных работ, услуг с учетом НДС.
Однако в
соответствии с единым справочником для всех российских пользователей услуг
SWIFT - "Руководством пользователя SWIFT" предусмотрено, что тарифы
на услуги и продукты указываются без учета каких-либо налогов, все действующие
и будущие налоги, а также штрафы и/или неустойки, и/или проценты (если таковые
имеются), которые могут налагаться прямо или косвенно на причитающиеся SWIFT
суммы за предоставленные услуги и продукты, всегда (даже задним числом) оплачиваются пользователями.
В связи с этим SWIFT выставляет банку за
оказанные ему услуги соответствующие счета только на суммы причитающегося
обществу дохода по установленным ценам без указания российского НДС.
Одновременно суммы НДС по услугам
общества SWIFT, подлежащие уплате в бюджет банком как налоговым агентом,
исчисляются по ставке 18 процентов от стоимости услуги и уплачиваются за счет
собственных средств.
На основании вышеизложенного может ли
банк учитывать уплаченные таким образом в российский бюджет суммы НДС в составе
расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль банка?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2006 г. N 03-03-04/2/144
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета НДС по оплате
услуг SWIFT, уплаченного в бюджет банком, выступающим в роли налогового агента,
в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией,
относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в
установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением
перечисленных в ст. 270 Кодекса.
Как следует из письма, SWIFT выставляет
банку за оказанные ему услуги соответствующие счета только на причитающиеся
обществу доходы по установленным ценам без указания НДС.
На основании пп.
4 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по обработке информации,
оказываемых иностранным лицом, признается территория Российской Федерации, и
такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со
ст. 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации товаров
(работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на
учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную
стоимость уплачивается налоговыми агентами - организациями и индивидуальными
предпринимателями, приобретающими на территории Российской Федерации такие
товары (работы, услуги) у иностранных лиц и состоящими на налоговом учете в
налоговых органах. При этом данной
статьей Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную
стоимость определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации
товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость.
В случае если
иностранная организация в стоимости услуг по обработке информации сумму налога
на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, не
учитывает, российскому налогоплательщику при исчислении налога на добавленную
стоимость следует применять ставку налога в размере 18 процентов к стоимости
услуг (без учета налога на добавленную стоимость) и уплачивать налог в бюджет
за счет собственных средств.
На основании изложенного банк вправе, по
нашему мнению, относить сумму уплаченного в бюджет налога в состав расходов,
уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, согласно пп.
1 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
19.05.2006