Проблемная ситуация: В связи с конфликтами на
территории Чеченской Республики, сложностью и напряженностью при выполнении
должностных обязанностей работникам структурных подразделений, расположенных на
территории Чеченской Республики, трудовыми договорами установлена доплата в
размере 10% тарифной ставки (оклада). Кроме того, работникам, командируемым на
территорию Чеченской Республики, положением об оплате труда предусмотрена
выплата суточных в двукратном размере.
Уменьшают ли налогооблагаемую базу по
налогу на прибыль доплата работникам структурных подразделений, расположенных
на территории Чеченской Республики, а также сверхнормативные суточные,
выплачиваемые работникам, командируемым на территорию Чеченской Республики?
Следует ли вышеуказанные выплаты включать в налогооблагаемую базу по единому
социальному налогу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2006 г. N 03-05-02-04/65
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл. 24
"Единый социальный налог" и гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации к выплатам в виде
региональной доплаты и сверхнормативных суточных, производимым сотрудникам
структурных подразделений, расположенных на территории Чеченской Республики, и
сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для
налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 ст. 237
Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые
выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего
Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в
частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или
иных вещных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том
числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения
в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного
страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 настоящего Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона
от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для
начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база
по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный
налог" Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса не признаются
объектом налогообложения ЕСН выплаты и вознаграждения, которые у
налогоплательщиков-организаций относятся к расходам, не уменьшающим налоговую
базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Расходы, уменьшающие и не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль,
определяются в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций"
Кодекса.
Статьей 255 Кодекса
установлено, что в состав расходов на оплату труда при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций включаются любые начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными
договорами.
Правовое регулирование отношений по
оплате труда работников осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации
(далее - Трудовой кодекс). В ст. 129 Трудового кодекса установлено, что
заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а
также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно ст. 144 Трудового кодекса
работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования,
стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа
работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным
договором.
Таким образом, учитывая, что
установленная организацией и отраженная в трудовых (коллективных) договорах
региональная доплата работникам структурных подразделений на территории
Чеченской Республики является по сути стимулирующей
доплатой за сложную и напряженную работу на территории Чечни, в соответствии с
положениями ст. 255 Кодекса суммы таких доплат могут приниматься в уменьшение
налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда.
В связи с вышеизложенным суммы упомянутой
доплаты являются объектом налогообложения ЕСН и страховыми взносами на
обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
Что касается выплат сверхнормативных
суточных работникам, командируемым на территорию Чеченской Республики, то
согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим
расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на
командировки, в частности на суточные или полевое довольствие в пределах норм,
утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Учитывая
изложенное, расходы в виде суточных, выплаченных работнику за время
командировки, являются нормируемыми. Такие
нормы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату
суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией".
Таким образом, расходы налогоплательщика
по выплате суточных сверх норм, установленных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, не учитываются в целях налогообложения
прибыли и, следовательно, на основании п. 3 ст. 236 Кодекса не являются
объектом налогообложения ЕСН.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
19.05.2006