Проблемная ситуация: О предоставлении социального
налогового вычета по НДФЛ в связи с расходами по оплате услуг по лечению,
предоставленных индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на
осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской
практикой.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 июня 2006 г. N 04-2-03/124@
Федеральная налоговая служба по вопросу
правомерности получения социального налогового вычета в части оплаты услуг по лечению,
предоставленных индивидуальным предпринимателем, а также копии представленных
документов сообщает.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц, в отношении которых установлена ставка 13 процентов,
налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в
сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные
медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с перечнем
медицинских услуг, утверждаемым Правительством
Российской Федерации), как самому налогоплательщику, так и его супруге
(супругу), родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет, а также в размере
стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств,
утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом и
приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Общая сумма расходов на лечение и
приобретение медикаментов, за исключением дорогостоящих видов лечения,
принимается к вычету в размере, не превышающем 38 000 руб.
При этом вычет сумм оплаты стоимости
лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в
медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление
медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком
документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение
медикаментов.
В подтверждение произведенных расходов
налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы,
свидетельствующие о целевом расходовании средств и о сумме произведенных
расходов, исходя из величины которых ему может быть
предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный пп.
3 п. 1 ст. 219 Кодекса. К их числу наряду с платежными документами,
подтверждающими факт уплаты налогоплательщиком собственных денежных средств за
оказанные медицинские услуги, относится справка об оплате медицинских услуг для
представления в налоговые органы Российской Федерации.
В соответствии с
утвержденной совместным Приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N
289/БГ-3-04/256 "О реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 19 марта 2001 года N 201" Инструкцией по учету, хранению и
заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые
органы Российской Федерации данная справка заполняется всеми учреждениями
здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и
удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу
учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика.
Вместе с тем
согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N
447-О положения пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса
Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании не могут служить
основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового
вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению,
предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление
медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой.
В соответствии со ст. 79 Федерального
конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской Федерации" решение Конституционного Суда окончательно, не
подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует
подтверждения другими органами и должностными лицами.
С учетом вышеизложенного положения пп. 3 п. 1 ст. 219 Кодекса необходимо применять с учетом
выводов, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N
447-О.
Таким образом,
социальный налоговый вычет в связи с расходами по оплате услуг по лечению,
предоставленных индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на
осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской
практикой, может быть предоставлен налогоплательщику на основании его
письменного заявления при подаче налоговой декларации по налогу на доходы в
налоговый орган по месту жительства по окончании того налогового периода, в
котором им были произведены
вышеуказанные расходы, только при наличии документов, подтверждающих
фактические расходы налогоплательщика на лечение, а также справки об оплате
медицинских услуг с обязательным указанием кода оказанных услуг, выданной для
представления в налоговые органы Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что определение
кодов оказанных медицинских услуг не входит в компетенцию налоговых органов.
И.Ф.ГОЛИКОВ
13.06.2006