Проблемная ситуация: О правомерности использования
банками в совокупности с другими источниками информации списков адресов
массовой регистрации и списков массовых заявителей для реализации их права на
принятие решений об отказе в открытии счета потенциальному клиенту.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 июня 2006 г. N 09-1-03/3103
Федеральная налоговая служба рассмотрела
обращение Ассоциации российских банков и сообщает следующее.
При оценке правомерности использования
банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей
необходимо иметь в виду, что действующее законодательство не содержит
эффективного инструмента противодействия созданию номинальных юридических лиц
("фирм-однодневок"). При их создании для придания формального
соответствия нормам законодательства зачастую фальсифицируются документы,
используются утерянные паспорта, предъявляются фиктивные договоры аренды.
В настоящее время в г. Москве в день в
среднем регистрируется порядка 550 юридических лиц при создании путем
учреждения. Дальнейший анализ хозяйственной деятельности юридических лиц
позволяет сделать вывод о том, что более 50% этих организаций создается для
участия в схемах уклонения от налогообложения, в схемах легализации и вывода
активов за рубеж.
Несмотря на то
что действующими правовыми актами не предусмотрены функции налоговых органов по
осуществлению мероприятий, направленных на противодействие легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
ФНС России считает, что вопросы оздоровления экономики страны и сокращение
теневого сектора носят вневедомственный характер.
Принимая во внимание, что составление
списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей является частью
текущей контрольной работы налоговых органов и не противоречит действующему
законодательству, а также то, что:
- рассылка указанных списков в адрес
других ведомств, Банка России и коммерческих банков производится в инициативном
порядке с целью обеспечить доступ к информации, существенной в определении
рисков участия организаций, имеющих номинальные адреса и заявителей, в
противозаконных схемах;
- ни один из получателей данной
информации не обязан действующим законодательством к безусловному использованию
полученных сведений в работе, ФНС России не призывает использовать указанную
информацию как безусловную обязанность банков или как единственный и
достаточный повод для принятия решения об отказе в открытии счета
потенциальному клиенту.
ФНС России считает
правомерным и целесообразным использование банками списков адресов массовой
регистрации и списков массовых заявителей для реализации их права по принятию
решений об отказе в открытии счета потенциальному клиенту в совокупности с
другими источниками информации, позволяющими кредитным организациям эффективно
осуществлять действия, предусмотренные п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от
07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступных путем, и
финансированию терроризма".
Дополнительно ФНС России сообщает
следующее.
В настоящее время осуществляется
доработка программных ресурсов ФНС России, что в ближайшем будущем позволит
обеспечить полноту и корректность списков адресов массовой регистрации и
массовых заявителей, существенно снизит количество искажений и ошибок.
Принимая во
внимание, что налоговые органы имеют возможность передавать указанную
информацию регулярно и в электронном виде, ФНС России предлагает Ассоциации
Российских Банков оказать содействие в обеспечении взаимодействия ФНС России и
заинтересованных в полной и достоверной информации о
"фирмах-однодневках" банков в части передачи сведений в электронном
виде (по электронной почте, защищенным каналам связи и т.п.).
Т.В.ШЕВЦОВА
16.06.2006