Проблемная ситуация: ОАО является собственником
земельного участка в составе зон сельскохозяйственного использования в
поселениях. Подлежит ли такой земельный участок обложению земельным налогом по
ставке, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ? Зависит ли налогообложение участка
по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ, от вида разрешенного
использования, указанного в правоустанавливающих документах на данный участок?
Какую ставку земельного налога вправе применять организация, обладающая
земельным участком в зоне сельскохозяйственного использования и сдающая данный
земельный участок в аренду организации, использующей его для
сельскохозяйственного производства?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2006 г. N 03-06-02-02/119
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения ставки
земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе
зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для
сельскохозяйственного производства, и сообщает следующее.
На основании п. 1
ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс)
налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в
частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям в
составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для
сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 83 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) землями поселений
признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития
городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других
категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с
зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его
административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования
территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного
самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Согласно ст. 85 Земельного кодекса в
состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии
с градостроительным регламентом к определенным территориальным зонам, одной из
которых является зона сельскохозяйственного использования. Земельные участки в
составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - это земельные
участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями,
строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются
в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их
использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами
землепользования и застройки.
Также следует иметь
в виду, что правилами землепользования и застройки устанавливается
градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с
учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности
территориального сочетания различных видов использования земельных участков
(жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов
использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса).
Вид разрешенного использования земельного
участка, определенный в соответствии с территориальным зонированием, должен
быть указан в правоустанавливающих документах на земельный участок.
Одновременно отмечаем, что в целях
применения понятия "сельскохозяйственное производство" рекомендуется
руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической
деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
Учитывая
изложенное, полагаем, что организация, обладающая земельным участком в зоне
сельскохозяйственного использования в поселениях, вправе применять ставку
земельного налога, установленную представительными органами муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
в отношении таких земельных участков, в том случае, если в правоустанавливающем
документе на данный земельный участок определен вид разрешенного использования,
указывающий на использование земельного участка в целях сельскохозяйственного
производства, и уставная
деятельность данной организации также связана с сельскохозяйственным
производством.
В том случае, если
земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в
поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный
участок определен вид разрешенного использования, связанный с
сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей
его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при
исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными
органами муниципальных образований (законами городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга), в
соответствии с абз. 2 пп. 1
п. 1 ст. 394 Налогового кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
08.08.2006