Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2006, N 18
Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
включения в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, надбавок
к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, установленных коллективными договорами с первого дня работы без
учета непрерывного стажа.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 августа 2006 г. N 03-03-04/1/626
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики <...> по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли расходов по оплате труда в виде надбавок к заработной
плате для молодежи за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях сообщает следующее.
В целях
налогообложения прибыли согласно положениям ст. 255 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату
труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной
формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления,
связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные
поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников,
предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Так, в соответствии с п. 12 ст. 255
Кодекса в состав расходов на оплату труда включаются надбавки за непрерывный
стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в
районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими
условиями.
При этом следует иметь в виду, что нормы
Кодекса не регулируют вопросы трудового законодательства.
Согласно положениям ст. 11 Кодекса
институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей
законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в
том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если
иное не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о
размере процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях следует руководствоваться нормами Трудового
кодекса Российской Федерации и иными законодательными актами.
Так, согласно ст.
11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная
надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в
порядке, определяемом ст. 10 Закона для установления размера районного
коэффициента и порядка его применения.
Согласно ст. 10 указанного Закона размер
процентной надбавки устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 313 Трудового кодекса Российской
Федерации установлено, что государственные гарантии и компенсации лицам,
работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами
субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями исходя
из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и
работодателей.
Согласно ст. 317 Трудового кодекса
Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж
работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной
плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316
Трудового кодекса Российской Федерации для установления размера районного
коэффициента и порядка его применения.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской
Федерации предусматривается, что размер районного коэффициента и порядок его
применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что до настоящего времени
Правительством Российской Федерации соответствующий нормативный правовой акт не
утвержден, следует руководствоваться размерами районных коэффициентов к
заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР
или федеральных органов государственной власти (в частности, исходя из
положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N
216).
В то же время обращаем ваше внимание на
тот факт, что в п. 12 ст. 255 Кодекса речь идет о процентных надбавках за
непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях.
Согласно коллективному договору ОАО
выплачивает процентную надбавку к заработной плате молодым работникам с первого
дня работы в объединении.
По нашему мнению,
действия ОАО не соответствуют положению п. 12 ст. 255 Кодекса, так как
установление для молодежи надбавки к заработной плате с первого дня работы в
объединении игнорирует условие об учете непрерывного стажа работы, то есть речь
идет не о проживании и общем стаже работы в организациях, расположенных на территории
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а о непрерывном стаже работы на данном
конкретном предприятии, расположенном в Комсомольске-на-Амуре.
За разъяснениями, что такое
"непрерывный стаж работы" и какой размер надбавки к заработной плате объединение может
установить (для района Комсомольска-на-Амуре), как и было сказано в Письме
Минфина России от 15.05.2006 N 03-03-04/1/433, необходимо обратиться в
Федеральную службу по труду и занятости.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
11.08.2006