Проблемная ситуация: Об уплате налога на имущество
организаций и земельного налога Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, ее территориальными
органами и подведомственными ей бюджетными организациями.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 августа 2006 г. N 03-06-02-02/111
Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело обращение по вопросу уплаты налога на имущество
организаций и земельного налога ФСКН России, ее территориальными органами и
бюджетными организациями, подведомственными ФСКН России, и сообщает следующее.
1. На основании п. 1
ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций
признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во
временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление,
внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве
объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения
бухгалтерского учета.
При этом имущество,
принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно
предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими
органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и
охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом
налогообложения налогом на имущество организаций (пп.
2 п. 4 ст. 374 Кодекса).
Согласно ст. 12 Закона Российской
Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (далее - Закон
"О безопасности") к силам обеспечения безопасности отнесены органы
охраны здоровья населения.
В соответствии с
Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотиков (далее - Положение), утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 28.07.2004 N 976, ФСКН России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере
оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена
на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и
их прекурсоров, а также в области противодействия их
незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан.
Кроме того,
отмечаем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе" граждане, проходящие службу
в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
на должностях рядового и начальственного состава, подлежат постановке на
воинский учет, порядок и особенности которого определяются Правительством
Российской Федерации.
В этой связи полагаем, что ФСКН России
следует рассматривать как федеральный орган исполнительной власти, в котором
предусмотрено прохождение службы, приравненной к военной.
Пунктом 5 Положения
установлено, что ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и
(или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России,
управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации (далее -
территориальные органы), иные организации и подразделения, созданные в
установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации
задач, возложенных на ФСКН России.
Учитывая изложенное, считаем, что
имущество, принадлежащее ФСКН России и ее территориальным
органам, используемое ими в целях обеспечения безопасности, не должно
признаваться объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
В отношении иных организаций (в том числе
бюджетных учреждений), подведомственных ФСКН России, отмечаем, что данные
учреждения не относятся к органам исполнительной власти, в которых в
соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе
государственной службы Российской Федерации" предусматривается прохождение
государственной службы.
Одновременно
обращаем внимание, что положение п. 7 ст. 381 Налогового кодекса Российской
Федерации, согласно которому от налогообложения налогом на имущество
организаций освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной
сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической
культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, утратило силу с 1
января 2006 г.
Таким образом, имущество, принадлежащее
бюджетным учреждениям, подведомственным ФСКН России, признается объектом
налогообложения налогом на имущество организаций.
Вышеизложенными разъяснениями также
следует руководствоваться и при применении пп. 6 п. 2
ст. 358 гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса.
2. В соответствии с п. 1 ст. 389 Кодекса
объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки,
расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При этом п. 2 указанной статьи Кодекса
определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения
земельным налогом. К таким земельным участкам, в частности, отнесены земельные
участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской
Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных
нужд.
На основании пп.
5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте
находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные
участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной
промышленности, таможенных нужд.
Принимая во
внимание задачи, на решение которых уполномочена ФСКН России в соответствии с
Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотиков, и положение ст. 12 Закона "О безопасности", согласно
которой к силам обеспечения безопасности относятся органы охраны здоровья
населения, считаем, что земельные участки, ограниченные в обороте,
предоставленные ФСКН России и ее территориальным органам для обеспечения
безопасности, не являются объектом
налогообложения земельным налогом.
В отношении иных
организаций (в том числе бюджетных учреждений), подведомственных ФСКН России и
не относящихся к органам, являющимся силами обеспечения безопасности в
соответствии со ст. 12 Закона "О безопасности", считаем, что
предоставленные им земельные участки не могут рассматриваться как ограниченные
в обороте, предоставленные для безопасности, и поэтому подлежат налогообложению
земельным налогом.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
15.08.2006