Проблемная ситуация: Организация осуществляет
предпринимательскую деятельность по содержанию и эксплуатации залов игровых
автоматов. В заявлении о регистрации объектов налогообложения (изменения или
уменьшения количества объектов) отсутствует графа для указания даты установки и
выбытия объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес (игрового
автомата). Организация самостоятельно указывает дату установки и выбытия
объекта в указанном заявлении. Например, 28 июня 2006 г. подано заявление о
регистрации игровых автоматов. При этом в заявлении указано, что игровые
автоматы будут введены в эксплуатацию 1 июля 2006 г. Дата установки и выбытия
игровых автоматов подтверждается актами ввода или вывода игровых автоматов из
эксплуатации. С какой даты объект налогообложения считается зарегистрированным
(выбывшим)? С какой даты у организации возникает обязанность по исчислению
налога на игорный бизнес? Имеет ли право организация эксплуатировать игровые
автоматы после подачи заявления о регистрации уменьшения количества игровых автоматов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2006 г. N 03-06-05-03/25
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке исчисления налога на
игорный бизнес и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 364 гл. 29
"Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) игорный бизнес - это предпринимательская деятельность,
связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями
доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр, не являющаяся
реализацией товаров, работ или услуг.
При этом плательщиками налога на игорный
бизнес признаются, в частности, организации, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 Кодекса).
На основании ст. 366 Кодекса каждый
объект обложения налогом на игорный бизнес (игровой стол, игровой автомат,
касса тотализатора, касса букмекерской конторы) подлежит регистрации в
налоговом органе по месту его установки не позднее чем
за два рабочих дня до даты установки этого объекта. Налогоплательщик также
обязан зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов
налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до
даты установки или выбытия каждого объекта.
Объект обложения налогом на игорный
бизнес считается зарегистрированным (выбывшим) с даты
представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о
регистрации объектов (изменения или уменьшения количества объектов)
налогообложения (п. 4 ст. 366 Кодекса).
Учитывая положения
указанных статей, а также то обстоятельство, что гл. 29 Кодекса не
предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности
фактически установленного объекта налогообложения, а налоговый орган лишен
возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый
контроль, считаем, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес
возникает с даты подачи заявления о регистрации объекта налогообложения. Соответственно, указанный объект налогообложения будет считаться
выбывшим с даты представления в налоговый орган
заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов
налогообложения. Указанная позиция Департамента подтверждается, в частности,
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
22.03.2006 N 11390/05.
Таким образом, эксплуатация игровых
автоматов после представления в налоговый орган заявления о регистрации
уменьшения количества объектов налогообложения влечет наличие у
налогоплательщика объектов налогообложения и их эксплуатацию без регистрации.
Одновременно сообщаем, что нарушение
требований о регистрации влечет применение к налогоплательщику ответственности,
предусмотренной п. 7 ст. 366 Кодекса. Вместе с тем сообщаем,
что согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса в случае
выполнения налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения
законодательства о налогах, данных уполномоченным финансовым органом в пределах
его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии
соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию
относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение,
вне зависимости от даты издания этих документов), он не подлежит
ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
01.09.2006