Проблемная ситуация: О порядке применения льготы по
налогу на имущество организаций, установленной п. 1 ст. 381 НК РФ,
предприятиями учреждений, исполняющих наказания.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 сентября 2006 г. N 03-06-01-02/37
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной
политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и
государственного оборонного заказа рассмотрел письмо по вопросу применения
льготы по налогу на имущество организаций по предприятиям учреждений,
исполняющих наказания, и с учетом заключения Федеральной службы исполнения
наказаний Минюста России от 04.08.2006 N 10/14/3-270 сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 381 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы в отношении имущества,
используемого для осуществления возложенных на них функций.
Исходя из данной
нормы Кодекса следует, что для
применения указанной налоговой льготы необходимо соблюдение следующих условий:
организации и учреждения должны входить в состав уголовно-исполнительной
системы; имущество должно использоваться для осуществления функций, возложенных
на эти организации и учреждения.
Согласно ст. 5 Закона Российской
Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон)
уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие
наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
В уголовно-исполнительную систему по
решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные
изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности
уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные,
учебные и иные учреждения.
При этом Перечень
видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную
систему, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.02.2000 N 89, включает в себя только те организации, о чьей принадлежности к
уголовно-исполнительной системе в Законе прямо не говориться (ч. 5 ст. 5
Закона: предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности
уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные,
учебные и иные учреждения).
В силу п. п. 1 и 3 ст. 2 Закона задачами
уголовно-исполнительной системы являются исполнение уголовных наказаний в виде
лишения свободы, а также исключительной меры наказания; привлечение осужденных
к труду; обеспечение их общего и профессионального образования и
профессионального обучения.
В п. 2 ст. 17 Закона предусмотрено, что
учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности,
специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду, в том числе на
предприятиях учреждений, исполняющих наказания.
Предприятия учреждений, исполняющих
наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их
общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем
наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной
деятельности как структурные подразделения этого учреждения или объединения
учреждений.
Учредителем предприятий учреждений,
исполняющих наказания, является центральный орган уголовно-исполнительной
системы, который утверждает их уставы, разработанные учреждениями, исполняющими
наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяйственной
деятельности, и закрепляет за предприятиями учреждений, исполняющих наказания,
федеральное имущество. Предприятия учреждений, исполняющих наказания, по своей
организационно-правовой форме являются государственными унитарными
предприятиями (ст. 19 Закона).
Федеральная служба исполнения наказаний
закрепляет за предприятиями учреждений, исполняющих наказания, федеральное
имущество уголовно-исполнительной системы, которое используется исключительно
для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач
(ст. 11 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 381 Кодекса
право на применение налоговой льготы имеют не только учреждения
уголовно-исполнительной системы, но и организации.
В п. 2 ст. 11 Кодекса предусмотрено, что
организациями для целей Кодекса признаются юридические лица, образованные в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 48, 114, 115
Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами признаются в том числе унитарные предприятия, основанные на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, вышеизложенные нормы
Кодекса и Закона позволяют сделать вывод о том, что предприятия учреждений,
исполняющих наказания, входят в состав уголовно-исполнительной системы и,
соответственно, имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в
соответствии с п. 1 ст. 381 Кодекса.
Данная позиция нашла отражение и в
Постановлениях Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от
14.04.2005 по делу N А79-8290/2004-СК1-7828, Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 12.09.2005 по делу N А05-805/05-31, Федерального
арбитражного суда Центрального округа от 20.04.2006 по делу N А54-5670/2005С4.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
06.09.2006