Проблемная ситуация: Организации принадлежит часть
нежилых помещений в многоквартирном доме на праве собственности (имеется
свидетельство о праве собственности на помещения). При этом земельный участок,
занятый нежилыми помещениями, не принадлежит организации ни на праве
собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования. Признается ли
организация плательщиком земельного налога в отношении данного земельного
участка? Если да, то каким образом определить
налоговую базу по земельному налогу, учитывая, что доля организации в общей
долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не определена?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2006 г. N 03-06-02-04/142
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
С 1 января 2006 г.
на всей территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31 "Земельный
налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно
которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При
этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных
участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или
переданных им по договору аренды.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, основанием для взимания
земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.
Как следует из письма, часть нежилых
помещений в многоквартирном доме принадлежит организации на праве
собственности. В связи с этим необходимо учитывать положения жилищного
законодательства Российской Федерации. Так, согласно ст. 16
Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором
расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты
недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый
учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников
помещений в многоквартирном доме.
В случае если
земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в
состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или
органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка
и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на
котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст.
36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в
многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором
расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные
для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты,
расположенные на земельном участке.
На основании п. 1 ст. 392 Кодекса
налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой
собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся
собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей
долевой собственности.
Доля в праве общей собственности на общее
имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна
размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с п.
2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная
регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения
права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно
является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей
долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, с момента формирования
земельного участка, на котором расположен жилой дом, в соответствии с земельным
законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также
присвоения кадастрового номера указанному земельному участку организация является
плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли земельного
участка. При этом основанием для уплаты земельного налога является
свидетельство о праве собственности на подвальное помещение.
Одновременно
сообщаем, что если информация о доле налогоплательщика в праве общей долевой
собственности на общее имущество в многоквартирном доме отсутствует у
организации, информацию для исчисления земельного налога (авансовых платежей по
налогу) о размере общего имущества в многоквартирном доме и доли
организации-собственника в этом имуществе следует запросить в органах БТИ и
(или) организации, осуществляющей управление многоквартирным домом в
соответствии со ст. 161 Жилищного
кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
04.10.2006