| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) зарегистрировано в качестве юридического лица в 1994 г. КФХ применяет общую систему налогообложения. Наемный труд в деятельности КФХ не используется. Заработная плата главе и членам КФХ начисляется в виде натуральных выплат продукцией собственного производства. В отделении ПФР глава и члены КФХ состоят на учете как индивидуальные предприниматели. Что является налогооблагаемой базой для начисления ЕСН: выплаты членам и главе КФХ или сумма дохода, полученная КФХ по итогам отчетного периода? Какие ставки следует применять для начисления ЕСН: для налогоплательщиков-сельхозпроизводителей или для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей? По какой форме следует представлять декларацию по ЕСН: по форме для организаций, производящих выплаты физическим лицам, или по форме для индивидуальных предпринимателей, глав КФХ? Правомерно ли требование отделения ПФР уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за главу и членов КФХ в виде фиксированного платежа? Что является налогооблагаемой базой для начисления НДФЛ: выплаты членам и главе КФХ или сумма дохода, уменьшенная на сумму произведенных расходов, полученная КФХ по итогам налогового периода?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 октября 2006 г. N 03-05-02-04/165

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо крестьянского фермерского хозяйства (далее - КФХ) и сообщает следующее.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности КФХ определены Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).

Единый социальный налог

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления и уплаты единого социального налога члены КФХ приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

В соответствии с п. 2 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков - членов КФХ (включая главу КФХ) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием КФХ.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона N 74-ФЗ каждый член КФХ имеет право на часть доходов, полученных от деятельности КФХ в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена КФХ). Размер и форма выплаты каждому члену КФХ личного дохода определяются по соглашению между членами КФХ.

При этом согласно пп. 6 п. 3 ст. 4 Федерального закона N 74-ФЗ порядок распределения полученных от деятельности КФХ плодов, продукции и доходов также устанавливается соглашением о создании КФХ.

С учетом изложенного объект налогообложения по единому социальному налогу каждого члена КФХ может быть определен только после распределения доходов между его членами.

Таким образом, обложению единым социальным налогом у членов КФХ подлежит сумма дохода, распределенная им после окончания налогового периода.

При этом объект обложения единым социальным налогом определяется отдельно по каждому члену КФХ с учетом положений пп. 5 п. 1 ст. 238 и пп. 3 п. 1 ст. 239 Кодекса.

Поскольку в целях исчисления и уплаты единого социального налога члены КФХ приравниваются к индивидуальным предпринимателям, то для исчисления данного налога применяются ставки, указанные в п. 3 ст. 241 Кодекса.

Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется в налоговый орган главой КФХ по форме, утвержденной Приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649 "Об утверждении форм Налоговых деклараций: по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей; глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов; о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для индивидуальных предпринимателей; глав крестьянских (фермерских) хозяйств и Инструкций по их заполнению".

Вопрос уплаты членами КФХ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа относится к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-ФЗ КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

На такие КФХ нормы Федерального закона N 74-ФЗ, а также положения иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность КФХ, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Как следует из письма, КФХ было зарегистрировано в 1994 г. как юридическое лицо в соответствии с действующим в тот момент законодательством. Данный статус КФХ, в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-ФЗ, сохраняется до 1 января 2010 г.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Таким образом, в целях исчисления налога на доходы физических лиц КФХ, осуществляющее свою деятельность как юридическое лицо на основании п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-ФЗ, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых членам КФХ.

На такое КФХ возлагается обязанность по исчислению и уплате сумм налога на доходы физических лиц, удержанных с выплачиваемых членам КФХ доходов.

Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 211 Кодекса при получении налогоплательщиками дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 настоящего Кодекса.

Данные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов согласно п. 1 ст. 224 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.

Кодекс не предусматривает возможности уменьшения подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц налоговой базы на расходы, производимые КФХ.

Таким образом, доходы в натуральной форме членов и главы КФХ, полученные ими в результате деятельности данного хозяйства, являющегося юридическим лицом, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов без уменьшения их на расходы КФХ.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

24.10.2006

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018