Проблемная ситуация: При перечислении НДС в бюджет за
март, апрель, июнь 2006 г. в платежном поручении организация неверно указала
статус налогоплательщика: вместо 01 (налогоплательщик - юридическое лицо)
указан статус 02 (налоговый агент). В акте по итогам сверки с налоговой
инспекцией отражены недоимка и переплата по НДС. На сумму недоимки начислены
пени. Можно ли зачесть суммы, излишне уплаченные организацией в качестве
налогового агента, в счет недоимки и не начислять пени?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2006 г. N 03-02-07/1-307
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об
уточнении платежа по налогу на добавленную стоимость в случае ошибочного
указания статуса плательщика и сообщается следующее.
По общему правилу согласно п. 2 ст. 45
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате
налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк
поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного
остатка на счете налогоплательщика. Обязанность по уплате налога также
считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке,
установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов.
Обязанность по уплате налога прекращается
с уплатой налога налогоплательщиком (пп. 1 п. 3 ст.
44 Кодекса).
В соответствии с порядком,
предусмотренным ст. 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит
зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому
или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Статьей 78 Кодекса не установлен порядок
осуществления зачета сумм излишне перечисленного налога организацией в качестве
налогового агента в счет погашения недоимки, возникшей в результате
ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей в качестве
налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате
налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и
на условиях, предусмотренных Кодексом.
Пеней признается
установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в
случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по
сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст.
75 Кодекса).
Согласно Определению Конституционного
Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О пеня является дополнительным
платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм.
Из судебной практики следует, что при
разрешении аналогичных споров учитываются своевременность и полнота
перечисления налогоплательщиком или налоговым агентом сумм НДС в федеральный
бюджет, не повлекшие потери государственной казны.
Основываясь на том, что Кодексом прямо не
предоставлены налоговому органу полномочия по принятию решения о проведении
зачета сумм излишне перечисленного налога организацией - налоговым агентом в
счет недоимки, образовавшейся у этой организации-налогоплательщика, а также не
предоставлены полномочия по пересчету соответствующих пеней, налоговый орган
принимает решение, о котором указано в письме.
Кодекс в действующей редакции не
предусматривает порядок пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком в
налоговый орган заявления об исправлении ошибок, допущенных им при оформлении
поручения на уплату налога.
Согласно п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред.
Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) на основании заявления
налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных
налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый
орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты
налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган
осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его
фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий
счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об
уточнении платежа.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ
вступает в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых
установлены иные сроки вступления в силу.
В силу п. 3 ст. 5 Кодекса акты
законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии
защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей, имеют обратную силу.
Полагаем, что положения п. 7 ст. 45
Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) дополнительно гарантируют
защиту прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.11.2006